18 апреля 2019 – Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери (латинский обряд)
Апрель 18, 2019Исх 12, 1-8. 11-14; 1 Кор 11, 23-26; Ин 13, 1-15
Иисус начал религиозное движение с возвещения Благой Вести. Вести о спасении. Как мы знаем из Евангелий, через какое-то время наступил кризис: то есть, ходить, проповедовать и исцелять больных и изгонять бесов – это уже не давало ничего качественно нового. Люди приходили, отходили. А ученики так Его и не понимали. В общем, в какой-то момент Ему стало понятно, что Бог просит изменения от Него самой духовной структуры мира. Чтобы бескорыстная Божья любовь, чистая, преображающая мир, очищающая мир от греха, могла совершаться на земле, Ему нужно самому пройти другой путь. По которому Он еще не шел. Это путь смерти и такого изменения после смерти, которое позволило бы Ему этот чистый дух любви сделать доступным для земных людей.
Мы видим, как Он это осуществляет. С того момента, как Он выходит на финишную прямую – арест, суд, когда суд уже свершился, каким мы Иисуса видим? Он не обличает, не ругается, не провоцирует, не издевается над этими фарисеями, законниками, как Он раньше делал. Ничего не говорит против римских властей. Никого не исцеляет. Потому что Его крест – в другом. Он не делает ничего лишнего, что испортило бы эффект спасения. Он несет крест и потом на этом кресте умирает. Смысл креста в том, чтобы его нести, а потом на нем умереть. Это принцип жизни, который дух Божий передал нам или пытается передать.
Пост стоит отдельно от Страстной недели, но это время таких же искупительных страданий, которые мы получаем, чтобы исправлять мир вместе с Иисусом и многими другими, которые вместе с Ним. Бог через нас может исправить мир. Он показывает это. Во время поста обычно с особой силой наваливается немощь, подверженность соблазнам, желание обмануться на какие-то поверхностные вещи. В общем, искушения дьявола.
Искушения простые – допустим, я не могу себя перебороть. Делаю какие-то глупые, вредные, ненужные вещи, разрушающие меня, окружающих, мир вокруг меня. Ну хорошо, но, если я такой, что я сейчас не могу этого не делать, что мне остается? Клясть «зачем я на свет появился, зачем меня мать родила» или обвинять окружающих, что это из-за них мне приходится быть таким. Или обвинять Бога. В самой глубине души, если туда обратиться, Бог говорит: если действительно не можешь, не ропщи. Неси страдания как крест, что ты такой слабый и дурной. Когда Я дам тебе силы, тогда используй их на то, чтобы поменяться. А Я их дам. Но пока их нет, неси себя как крест.
Страдай сам и старайся избавлять от страданий других, потому что вокруг нас люди, которые не могут сами себе помочь без нашей помощи. И в простых материальных делах, и, что сложнее всего, в духовных вещах. Люди, которых дьявол обманывает, и они растрачивают свои и так небольшие силы и небольшой умишко на пустые протесты, на поиск обходных путей, как бы схитрить и выгадать. Для них главное – получить духовную помощь, помощь правды. А правда в последней инстанции – это то, как Бог спас мир и продолжает это делать.
В эти дни в Церкви всё устроено для того, чтобы полнее можно было погрузиться в эту тайну. Сегодняшнее богослужение и пятничное – во всех католических храмах будет устраиваться крестный путь и вечернее богослужение, погребение Христа, и суббота – утро молчания в храме и дальше подготовка к радости Воскресения. Можно корчить физиономию и говорить: это всё для плебса, для менее продвинутых. Во время торжества будет и душно, и помпезно, и противно. Да, будет. Но другого нет. Другого народа Божия у Бога нет. Бог действует через то, что мы с этим народом, мы – часть этого народа. Пожалуйста, если есть возможность собираться в маленьком приходе… Но и в большом приходе человек находит свою общину, свою маленькую группу. Не за один день, не за один год – если он ищет, он ее находит. Если он считает, что он умнее всех – тогда беда. Тогда, значит, дьявол его успешно надул. Аминь.
Священник Сергей Николенко
Изображение: Доменико Гирландайо (1448-1494), Тайная Вечеря (Фрагмент), 1480