Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

27 октября 2019 — Неделя 19-я по Пятидесятнице

Февраль 7, 2020

JesusDisciples

2 Кор 11, 31 – 12, 9; Лк 8,5-15

Я думаю, что притча – это такой жанр, источником которого является раздражение. А раздражение от того, что дела идут не очень хорошо и непонятно, что делать дальше. Прямое обращение к слушателям не дает ничего. Иисус видит перед собой лица, много лиц. С разными выражениями физиономий. Кто-то на него смотрит с доверием, кто-то с ожиданием какого-то фокуса, развлечения. Кто-то смотрит скептически. Есть и равнодушные лица, которые просто пришли за компанию и ничего не ожидают ни от Иисуса, ни вообще от жизни.

Иисус на эту картину отвечает притчей. По крайней мере, Лука это как-то так показывает. Причем у Луки основная проповедь Иисуса – аналог Нагорной проповеди, находится раньше всех. А после этого идет блок чудес, исцелений. Лука показывает, что к моменту, когда эта притча произносится, у Иисуса репутация уже есть, молва Его обгоняет. Произнеся притчу, Иисус говорит, провозглашает – кто имеет уши слышать, да слышит. Это такой вопль – вопль из сердца. Попробуйте понять, постарайтесь понять, сделайте всё, чтобы понять.

Но смешное начинается дальше, когда после этого ученики у Него спрашивают – а что эта притча-то значит? Лука показывает, что Иисус вроде укоряет, но терпеливо – вам же дано знать тайны Царства Божия. Это остальным в притчах, потому что они ничего не понимают. И начинает говорить, как Слово Божие по-разному в разных людях производит действие. Причем Он не осуждает, не говорит, что вот эти виноваты или пойдут в ад, но говорит, что так есть. Это тоже важно, потому что Иисус не утверждает, что кому-то перспектива закрыта. Перспектива изменения и перспектива большей укорененности Слова. Иначе, в привычной нам формулировке, – не пытается контролировать людей, исходя из того, что Отец знает всё, Отец больше.

Но всё же ученики отличаются от остальных тем, что они с Иисусом все время – и идут, и видят, что Он делает, и слышат, что Он говорит, и на них нагрузка больше, и сопротивление у них больше. Это всё нормально. Сопротивление Слову нормально для природы человека, потому что Слово меняет, а меняться больно. Всё же тут Иисус настаивает – кто имеет уши, да слышит. Наблюдайте, как вы слушаете, следите за тем, чтобы во время слушаний не закрывалось ваше сердце.

Эти мучительные вопросы, страхи, отчаяние, недоверие к реальности, которые вас мучат, не защищайтесь сейчас, не старайтесь это отодвинуть в сторонку. А слушайте проповедь Евангелия на фоне этого всего. Освободитесь от защит в это время, говорит Иисус. Призывает к этому. В той мере, в какой освобождение от защит возможно для нас, по крайней мере, осознание их, какие-то действия возможны для нас, это надо делать, тогда Слово Божие будет доходить. Боль, которую оно приносит, это важная боль. Она свидетельствует о том, что я жив. Это радость. Боль от того, что перед Богом я жив – это радостная боль. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website