Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

16 января 2022 г., воскресенье — Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением

Январь 16, 2022

Тиктинский-Шкловский,_Виктор_Маркович

2 Тим 4, 5-8; Мк 1, 1-8

Интересно, что в Евангелии от Марка, которым пользовалась община (по-видимому, это христианская община Петра в Риме, просто римская община), про детство Иисуса ничего нет, всё начинается с крещения Иисуса. Хотя, несомненно, ходили какие-то истории про детство Иисуса. Но их это совсем не заинтересовало. Для них всё значимое, что с Иисусом происходит, начинается с Его Крещения – то есть, с момента, когда Он начинает проповедовать.

Думал еще про Иоанна Крестителя, почему он такой получился. Проповедь Иоанна Крестителя на проповедь Иисуса вроде бы похожа, но проповедь Иоанна Крестителя жесткая, а у Иисуса временами тоже жесткая, даже жестокая, а временами очень мягкая и милосердная. Образ Царства Небесного, который у Иисуса в Его внутреннем опыте сформировался, Царства милосердия. В проповеди Иоанна Крестителя, по крайней мере, как она в Евангелиях есть, мы этого измерения совсем не видим.

Семья у Иоанна Крестителя была приличная, никаких семейных скандалов, семейных тайн, в отличие от семьи Иисуса, не отмечено. Небогатая семья, священники и первосвященники небогато жили за исключением пяти-семи семейств, Захария не входил в их число. Крестителю и идти бы по этой линии, священнической, мог бы карьеру сделать. Но нет, судя по содержанию, по элементам его проповеди, он провел какое-то время в общине или в общинах, которые были в районе Мертвого моря, в районе Кумрана – иессеи и еще какие-то похожие на них, строгие монашеские общины. Побыв там, он начал проповедовать тоже.

Откровение, которое ему было, как он понял – как я обычно говорю, из кривых кирпичей, как их ни перекладывай, прямой дом не построишь. Никакие социальные изменения, преобразования Израилю и вообще миру не помогут. Конец этому миру. Крещение покаяния – ну да, это то, что вы можете сделать, но никаких гарантий он не дает. Здесь тоже параллель с Иисусом не получается, потому что, как мы читаем, Иисус в монашеской общине никогда не был. Относился с уважением, но только одну фразу такого рода в Евангелиях мы слышим – фразу о скопцах, которые оскопили себя ради Царства Небесного. Но было ли это идеалом для самого Иисуса, мы в Евангелиях совершенно этого не видим.

Люди как бы похожие, Иоанн и Иисус – родственники, с симпатией относящиеся друг к другу, чувствующие друг в друге что-то такое, что Бог им открывает, но в то же время очень разные. Сцена Крещения Иисуса в Иордане построена так, что Иоанн Креститель как бы передает Иисусу эстафетную палочку, типа тебе расти, а мне умаляться. Но на деле нет, на деле эти два течения так и существовали, и долго существовали, много лет. Иоанниты и христиане. Так что складывается впечатление, что идею передачи эстафетной палочки евангелисты немножко приукрасили.

Идея «крещу вас водою, а идущий впереди меня будет крестить вас Духом Святым», аллюзия на Пятидесятницу, тоже малопонятна, потому что Иисус сам при жизни не крестил никого ни водой, ни Духом Святым, не было у Него такой идеи. Может быть, такой подход к принятию в Царство Божие вообще Ему казался странным. Но Церковь ухватилась за Крещение. Ухватилась, наверное, прежде всего, потому что Иисус сам крестился у Иоанна. Но Церковь из этого Крещения сделала свое. Сделала таинство, для каких-то людей оно значимо. Для тех, кто взрослыми приходит к вере, или для ребенка, который уже подготовлен. Ходил на катехизацию. А так – непонятно, что оно делает.
Когда заходит речь о таинствах Церкви, о чудесах этих, все время вспоминаю собственный опыт. Я в школе заикался настолько сильно, что практически не отвечал на уроках, и лечился один раз серьезно, когда мне было лет 10-12, а второй раз уже в 23 года. В детстве я попал к Дубровскому, такой был психиатр, который проводил, как тогда это называлось, «сеансы императивного внушения». Он вызывал на сцену какую-то группу и шла обычная подготовка к гипнозу или просто к расслаблению, к снятию зажимов. Потом он подходил к каждому и объявлял, что тот будет говорить чисто, без запинок. Как правило, люди начинали так говорить, не заикаясь. У меня не очень получилось, но стало полегче. Наверное, с неделю продержалось, а потом всё вернулось назад.

А когда мне было 23-24 года, был такой Виктор Маркович Шкловский, у него был целый Речевой центр, и это императивное внушение он тоже проводил в таком же виде. Но у него это был маленький эпизод большой программы. Программа начиналась с того, что людям, бедным заикам, объяснялось, что такое логоневроз, как он зарождается, давались облегченные приемы типа ритмизированной речи, когда у человека запинки просто не получается. Психотерапевтические группы были, занятия с терапевтом, постановка дыхания, в общем, много всего. И только через несколько месяцев выводили человека на этот сеанс. После этого императивного внушения человек свободно говорил не просто так, а говорил так, как его научили правильно говорить – с подачей дыхания, с расслаблением артикуляторного аппарата и так далее. После этого еще несколько месяцев были поддерживающие занятия. А случаи там очень тяжелые были. Допустим, одна девчушка – ее только выводили на сцену, не нужно было ничего делать – у нее пульс 180. Или человек с судорогами какими-то ужасными, когда он пытается начать говорить, а его всего перетягивает. Но действовало, когда всё вместе.

Такая же вещь с этим Крещением. Что такое вера? Вера – это то, что в личности человека по идее, как я полагаю, всегда есть, только спрятана она. Этот канал открытости к Богу. Но сам акт крещения не дает ничего. Этот канал нужно раскрыть и подготовить человека к самому обряду. Подготовка не обязательно должна идти как формальная катехизация. Кто-то это получает в семье, может быть, даже в семье агностиков, это не так важно. Фигуры матери и отца дополняют друг друга, иногда даже меняются местами, но эта дополнительность обязательно должна быть, чтобы в человеке появилась не просто способность к доверию (способность к доверию это, скорее, от матери), а такое ощущение, что у меня в этом мире есть надежное место, на котором я нахожусь. Мое место в этом мире – надежное место. У меня складывается впечатление, что это больше от отцовской фигуры, или от отцовской линии воспитания. Или от фигуры, которая заменяет биологического отца, это не так важно.

Это всё для меня вопросы малопонятные, несмотря на килограммы каких-то книжек. Потом развивается в человеке этот канал общения с Богом, который называем верой. Мне понятие «канал» больше нравится. Потому что на понятие веры столько всякой дребедени навешано, не разгребешь уже. Крещение Святым Духом – это способность с доверием принимать, что дает Бог, что жизнь дает. Принимать с доверием те задачи, которые, как я чувствую, Бог для меня формулирует. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Фото: В.М. Шкловский

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website