Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

20 февраля 2022 г., воскресенье — Неделя о блудном сыне

Февраль 20, 2022

1 Кор 6, 12-20; Лк 15, 11-32

Когда я пытаюсь воссоздать для себя контекст, в котором Иисус говорил и делал, получается промежуток в несколько десятилетий, достаточно спокойных для Израиля, промежуток между большими, как мы сейчас бы сказали, геополитическими потрясениями, войнами. Хотя были в это время какие-то восстания, всё было. Но я бы сказал, что израильскую деревню это особо не затрагивало. Быт тяжелый, но достаточно стабильный, завтра будет то же, что и сегодня, то же, что и вчера было – понятно, как жить в этом. Поэтому, когда Иисус обращается к этим людям с притчами, Он, я бы сказал, с легкостью переносит содержание или акцент с внешних дел, с внешней обстановки на то, что в сердце у человека делается. С легкостью показывает, что именно то, что в сердце – это главное, и от этого зависит всё остальное.

Я подозреваю, что, если бы Иисус пытался проповедовать во время войны, Его просто не услышал бы никто. Все были бы заняты физическим спасением и все молитвы к Богу, все усилия, весь этот богослужебный набор обращали бы на физическое выживание, и потом уже, может быть, на какое-то процветание. Это первый тезис насчет этой притчи и, может быть, других притч. К тому же за десятки лет, что мы в Церкви, мы эту притчу десятки раз разбирали, замусолили всю, трудно что-то еще сказать. Но это продолжение истории с фарисеем и мытарем, которая была в прошлый раз. Продолжение и развитие, может быть. Хотя считается, что Лука в свое Евангелие, предназначенное для христиан, живущих вне Израиля, хотел всунуть основные богословские положения Ветхого Завета и иудаизма вообще. И историю грехопадения всунул в виде этой притчи.

Действительно, тайна, которая там есть: почему один сын оказался послушным и последователем отца, а другой вот таким, беспутным. Почему Бог так устраивает, для чего? Сейчас психологи объясняли бы, что семья такая, первый сын сформировался как «герой семьи», у второго сына роль «козла отпущения», да, это всё проходили, но это сути дела не объясняет. Психология не отвечает на вопрос, зачем это нужно, зачем Бог так устроил. Драма, которую младший сын пережил, это личная драма, драма семьи, и в других масштабах ее распространять трудно.

Вчера я на мессе читал Евангелие Преображения, и читая его, обратил внимание вот на что. Сцена Преображения делит синоптические Евангелия на две части. Первая часть, когда у Иисуса всё получалось, и после Преображения вторая часть, когда Его дело буксует и терпит крах, в конце концов. Кончается всё трагической смертью. Воскресение, да, но все равно для учеников это жизненная трагедия и сильнейшие переживания — и потери, и просто жизненного краха. А само содержание сцены Преображения оно такое, что ученики напугались, а Иисус как-то мирно, спокойно беседует с этими фигурами, которые ученики называют Илией, Моисеем. Спокойно всё. На том уровне ничего не происходит. Ничего значимого. Никакой трагедии, никакого предвкушения, всё идет спокойно.

Иисус после этого начинает проповедовать, что Его убьют, распнут, про Воскресение. Про Воскресение ученики не понимали ничего, что это значит,… это ладно… Но когда Он про казнь говорил, про свою смерть, это, конечно, вызвало протест очень сильный. Протест и неприятие. Но видно, что Иисус-то об этом говорит спокойно. Потом, когда приходится это всё переживать, конечно, человеческая психика как бы на пределе работает уже, там и страх, и тоска. Это ситуационная вещь. Но такого, чтобы Иисус, заранее зная о таком своем конце, испугался бы и думал всё время о том, что скоро мучительная смерть, изводился бы, находился в постоянном стрессе – нет, этого не было ничего.

Одна из пророческих мудростей, которые в Ветхом завете есть, и которую потом Иисус как-то в Евангелиях транслирует – события могут быть тяжелыми и много страстей вызывать, связанные с несчастьями, со смертью, но пройдет это всё, сердцевина жизни не в этом. Одного бояться нужно – соврать перед лицом Бога. Людям соврать можно, это человек по слабости часто делает, но соврать перед лицом Бога, это несчастье настоящее.

Такое типичное пророчество в Ветхом Завете – царь планирует, как ему построить политику, с кем объединиться, чтобы пойти на третьего, или как защититься от мощных государств, которые окружают Израиль, а пророк ему говорит, что двадцать лет пройдет, и государств этих уже просто не будет. Суета это все. Не то, чтобы бесполезно, но сердце в нее нельзя вкладывать. Надо делать то, что нужно – ты царь, политик, это твоя работа, работай честно, но не более того. Мы сейчас, конечно, я думаю, все-таки находимся ближе к деревенским жителям, перед которыми Иисус проповедует. Информационный фон у нас огромный, конечно, но по степени влияния на события мы на их уровне примерно находимся. Эти притчи важны для нас. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website