13 марта 2022 г., воскресенье — Неделя Великого поста Ι
Март 13, 2022Евр 11, 24-26; 32-12, 2; Ин 1, 43-51
Переизбыток информации – это, как мы знаем, беда человека. Недостаток информации – беда, и переизбыток тоже беда. Всё это мешает сориентироваться. Как это происходит – сейчас этот конфликт идет вооруженный, информация с одной стороны, аргументы, всё такое, слушаешь и вроде всё правдоподобно и думаешь – да, наверное, так. Потом включаешь или находишь в интернете другую сторону, и тоже всё правдоподобно говорят, и случаи душещипательные приводят, и думаешь – да, правильно всё.
Мы знаем прекрасно и всё время слышим, что Бог говорит в тишине сердца. Во времена такой сильной вовлеченности в события, такой массовой вовлеченности, самое трудное оказывается – тишину сердца сохранить. Изолироваться от всего – это легко, но изоляция к тишине сердца отношения не имеет. Тишина сердца – это когда я в курсе дел, в курсе происходящего, но не кручусь всё время в суете этой, а даю себе необходимое время, чтобы это всё отстоялось. Время тишины. И тогда действительно я начинаю видеть и слышать, как это происходящее выглядит с точки зрения Бога. И собственно, видеть, что происходит на самом деле.
То, что делают сейчас люди вокруг нас – это панические дела. Много всякого чудесного я за эти почти две недели насмотрелся и наслушался. Проблема, что есть люди безмозглые, а я вроде вращаюсь в кругу людей, которые себе картину мира создают, они заботятся об этом. Интересно, что когда с такими людьми разговариваешь, в их терминах картина получается такой логичной и законченной, что какими-то контраргументами ее разбить не получается. Контраргументы оказываются на другом языке, который они просто не признают.
Говорим мы все время «покаяние, покаяние», вчера я говорил на проповеди, людям это, наверное, уже по горло, но другого ничего нет. Или «капитуляция». В 12-шаговых терминах это «капитуляция». Идут дела всё хуже и хуже – неважно, мои дела, дела страны, дела мира. Всё хуже и хуже, и я не понимаю, что можно сделать. Советы и вопли, которые я с разных сторон слышу, это детский сад всё. Если бы так было, давно бы уже всё поправилось. Не поправляется. Наступает момент, когда я чувствую, что уже не могу жить в этом всем. Что-то надо сделать, прошу Бога сделать. То, что Бог говорит, это, грубо говоря, Он говорит: откажись от своего взгляда на мир, от взгляда, который тебе окружающие мнения навязывают. Откажись просто. Может быть, откажись вообще иметь взгляд на мир сейчас. И тогда ты увидишь вещи, которых до этого не видел. Бог тебе покажет.
Этот Великий пост очень вовремя подвернулся для «капитуляции». Есть монашеские какие-то практики. Циклическая молитва – розарий или в православной Церкви Иисусова молитва, чтение псалмов такое, казалось бы, бездумное, механическое. Это помогает технически этому процессу. Отказаться от стереотипов, предубеждений, всего, в чем я запутался. От ложных целей в жизни. «Это мне обязательно нужно, без этого я никак не могу прожить». Успокоился, и видишь, что могу. Так что прошу рассматривать мое выступление как призыв к Великому посту. Аминь.
Священник Сергей Николенко