28 апреля 2022 г., четверг
Апрель 28, 2022Деян 5, 27-33; Ин 3, 31-36
Наверное, это глупо, но я думал о том, как нам трудно китайцев понять. Мы привыкли к тому, что человек такое существо как бы коварное и даже если у него добрая воля, он может ошибаться в оценках, в видении ситуации. Поэтому какие-то по-видимости добрые дела человек может совершать, имея злую волю. А у китайцев разделения человека на душу и на тело нет, поэтому разрыва между мыслями, намерениями и поступками в принципе нет. Это такая конфуцианская идея, что если ты правильно научился поступать, то ты научишься и правильно думать. Если ты делаешь хорошие дела, значит, ты хороший человек. Думаю о том, что геополитические представления, в которых мы живем, они сильно горизонтальные. Если нашему народу не хватает земли или нефти или безопасности, то необходимо это взять у кого-нибудь еще, у кого это есть. В Библии мы еще видим этот жанр войн, что какое-то царство на своей территории живет, постепенно истощается земля, соответственно, скот и человеческие ресурсы, и чтобы это восполнить царь идет походом на другое царство. Там война – это как бы норма хозяйствования такая. Потому что своя земля истощается в конце концов. Так этот принцип и остался до сих пор.
В христианстве, когда мы эту вертикаль к Богу выстраиваем, мы видим, что поступки, которые являются полезными и правильными по горизонтали, не обязательно являются добрыми в вертикальном измерении. Когда мы думаем о Царстве Божием, о невидимом Царстве. Сейчас есть расхожее выражение «золотой миллиард». Это страны первого мира – Европа, Америка, Япония, как раз там около миллиарда насчитывается, и имеется в виду, что люди в этих странах имеют возможность жить как полноценные люди, творческие, комфортно наслаждать жизнью. А все остальные – ресурсов нет для них. Две модели есть золотого миллиарда. Один – это через глобальную экономику, когда мировая торговля, международные корпорации, они управляют всем, рынок, который они устраивают. Другая похожая модель, когда не торговые отношения, а государственная власть это делает, обеспечивает. Америка главная власть в мире, «мировой жандарм», за порядком как бы, за нравственностью в мире следит. Что корпорации, что Америка, всё равно получается этот «золотой миллиард». На остальных наплевать. В противовес этому концепция многополярного мира, когда мир делится на такие блоки по цивилизациям. Африканская цивилизация, вот мы африканцы все, у нас одна культура, мы друг друга понимаем хорошо, в обиду не дадим друг друга. И такая же цивилизация, допустим, славянская или англосаксонская и так далее. И что эти цивилизационные блоки, внутри каждого блока легче человечно как-то организовывать жизнь, потому что свои все, как бы близкие. Это отчасти так и есть, потому что западный англосаксонский индивидуализм с азиатским коллективизмом примиряется плохо. Отсюда «русский мир». Вчера смотрел телевизор – военный священник из Донбасса, казак, вся грудь в орденах, показывают, как он носится с коробками, с гуманитарной помощью, помогать всем. И он говорит – мы должны помогать, мы русский мир. В его устах это органично звучит, что мы все свои, должны друг другу помогать, все православные. А у этого русского мира есть ведь и другое название — Российская империя, по сути дела, историческое название. Это уже акценты другие совсем. Но ситуация с Украиной, когда говорим, что проводим операцию против государства, которое возомнило себя народом, которого нет на самом деле. А на самом деле это всё наше, мы один народ, один русский мир. Это не просто какие-то странные идеи, которые в одной-двух головах витают, это серьезные и своеобразные представления о справедливом устройстве мира. Похоже, что это и есть идеология нашего государства, которая, может быть, не декларируется как идеология. Сейчас маленькие шажки, которые предпринимаются против нас, против русских католиков – выгнали настоятеля иностранца, они просто показывают, что в нашем русском мире вы чужие. Вы нас не понимаете, а мы не понимаем вас. Поэтому нечего вам тут делать с такими взглядами.
Если говорить строго о христианской позиции, то она с геополитическими подходами не совпадают. Потому что, геополитические подходы как бы в горизонтали действуют. Где есть борьба за ресурсы, где разные государства договориться не могут, понять друг друга не могут, пойти на необходимые жертвы ради мира. А христианская позиция все-таки отличается, она говорит о том, что да, на земле всё действительно так. Но Бог хочет, чтобы мы все-таки, несмотря на все это, договаривались и шли на личные жертвы, на общественные, может быть, на государственные жертвы ради мира. И не факт, что это будет получаться, потому что результат – это не в нашей власти. Но Богу такая стратегия угодна. Так или иначе, Бог помогает тем, кто по этому пути идет. Поэтому неприятности, которые мы терпим так или иначе, терпели и будем терпеть, те неприятности, которые проистекают от нашего взаимодействия с Богом, просто благодарить хочется за них. Не хочется и в то же время хочется. Как-то так, в общем. Аминь.
Священник Сергей Николенко