29 мая 2022 г., воскресенье — Неделя 6-я по Пасхе, о Слепом
Май 29, 2022Деян 16,16-34; Ин 9,1-38
В зависимости от настроения, состояния, когда читаешь эти тексты из Писания, обращаешь внимание на разные вещи. Один раз на одно, другой раз на другое. С Павлом эта вся история с землетрясением, темницей, обращением, семьей тюремщика, такая величественная – с чего она началась? С того, что у него элементарно терпения не хватило. Ходила эта прорицательница за ними, говорила, как написано – «эти люди возвещают нам путь к спасению». Потерпеть бы можно было. Но нет. Или чего-то нам Лука в этой истории не договаривает, может быть, там контекст другой какой-то был.
А эта история про слепорожденного, ее мог написать человек в наше время, который бы, допустим, по диссидентским делам прошел допросы в КГБ, какое-то дело на него завели и всё такое… С этим опытом такую историю написать можно. С пониманием. Фарисеи, которые тут выставлены с иронией, как они обсуждают, привлекая еврейскую премудрость, стиль рассуждений, принятый фарисеями – этот человек не хранит субботы, значит он грешник. А он отверз очи слепому, а грешник не может этого делать. По мере того, как они запутываются, бывший слепой видит их никчемность по большому счету, и становится всё наглее и наглее. Уже не они его, а он их начинает учить. Это всё такие человеческие моменты, как развивается конфликт, как люди ведут себя в конфликте. Поучительно, но не очень важно. А важны явления Духа. Я думал о том, что эти явления в Новом Завете приведены такие ошарашивающие, что у этой женщины из первого Чтения дар пророчества пропал, так она испугалась, когда Павел ее проклял Духом Святым. Для меня важно, что все эти явления Духа, представляют собой проявления человечности. Человечность – это в моем лексиконе, когда я веду себя по отношению к другому так, что в конечном счете это идет ему на пользу. О служанке-прорицательнице можно сказать, что польза произошла. Видно, что женщина не очень психически здоровая, хозяева использовали ее нездоровье для получения дохода, Павел своим проклятьем эту силу разрушил. Такое разрушение вранья, оно имеет перспективу послужить к лучшему для участников.
Другая вещь, это то, что от явления Духа идут большие круги по воде. В эпизоде с Деяниями апостолов мы это видим. Много событий произошло — и волнения народа, и побили апостолов, и чудесное освобождение, обращение семьи. Может быть, одной семьи, может быть, многих, узнавших об этом. От исцеления слепорожденного тоже идут круги по воде. Потому что явно для этих ученых мужей, которые тут изображены, наличие факта, который они со всей своей премудростью неспособны однозначно интерпретировать, это для них удар по уверенности в себе. Даст Бог, это могло оказаться такой возможностью для того, чтобы задуматься о том, всё-таки, что Бог больше, чем наши представления о Нем.
Я вчера как раз на эту тему говорил – там был эпизод с Аполлосом. Говорил о том, что личность всегда больше, чем идеология, которую она исповедует. Приводил в пример этих людей, которые во время Великой Отечественной войны, вступали в партию на фронте. На фронте это не помогало ни карьеру сделать, ни какое-то удобное место занять в жизни, это означало только, что в атаку ты обязан подниматься первым под огонь. Потом я много таких людей знаю, поколение моих родителей, молодежь военная, и потом многие из них разочаровались в коммунизме, видя, как разлагается вся эта штука. Я вспомнил еще, что в Каноническом праве католической Церкви, в старом, был запрет на крещение для людей, участвовавших в политических союзах типа компартии. А в новом Каноническом праве, которое вышло в 80-х годах, запрета для коммунистов уже не было. Это было связано с тем, я думаю, что во многом выдохся богоборческий запал компартии. Западные компартии вообще стали как бы милыми, ручными. А жало – оно стало пропадать, мне кажется. Интересно, что, когда я эти примеры приводил про то, что человечность – больше, чем идеология, одна монахиня пожилая вскочила и выскочила, где-то там в задней части храма села за колонной. Но к причастию подошла с каменной физиономией. Я потом думал, что я в ней так задел, много чего может быть. Я намеренно строил проповедь и вообще строю проповедь с минимумом богословских терминов. Богословские термины от людей, я вижу, отскакивают. Теория такая. А житейские понятия, экзистенциальные, они, может быть, менее четкие, расплывчатые, но они как-то для людей ближе. Я не говорю о состоянии благодати, праведности, действия Святого Духа, я говорю «человечность». Кого-то это устраивает, кого-то нет, я чувствую, что такой язык нужен людям, которые в Церковь приходят. Аминь.
Священник Сергей Николенко