Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

21 июля 2022 г., четверг

Июль 21, 2022

Иер 2, 1-3. 7-8. 12-13; Мф 13, 10-17

Одна вещь – это то, что в Ветхом Завете и в Новом говорится об Израиле в терминах срыва. Что когда-то был на правильном пути, а потом сорвался. Про Россию говорят некоторые, что было православие, была святость, потом большевики пришли, люди забыли всё, в общем, срыв у народа произошел. Я думаю о том, насколько правилен такой подход. Сейчас я связно говорить не могу, но родственное положение, это в начале ХХ века и в конце ХIX, в связи с идеями национализма, нации, было теоретическое положение о том, что есть народы достаточно зрелые, которые сами могут устраивать свою судьбу, а есть недо-народы, которым надо все время помогать и руководить ими. Такое оправдание колониализма или неоколониализма.

Расовая теория, в общем, связана с этим подходом. Есть народы сверх-человеки, а есть недо-человеки, которые неплохие, они могут быть и добрые, и хорошие субъективно, но объективно у них не хватает каких-то данных, сознательности, духа, чего-то еще, чтобы самим строить достойную судьбу нации. Когда в ХХ годах после Первой мировой войны создавали Лигу наций, там в основе лежала та же самая идея. Многочисленные протектораты, которые утверждались после Первой мировой войны, и Лига наций это оправдывала, санкционировала. Это вопрос, для которого хорошего решения нет. На уровне персонализма мы понимаем, что все люди – это личности, свобода воли, трансцендентная свобода, свобода веры – уважать надо. Одновременно практически то, что мы видим – действительно, есть народы слаборазвитых стран, у которых не получается построить первоклассную жизнь, справиться с воровством, с коррупцией, с дикими импульсами, у которых демократия не получается. Но демократия там и не должна получаться, потому что для демократии недостаточно того, чтобы культура общинности была в обществе, нужен еще достаточно высокий стартовый экономический уровень. По слабости человека просто. Обеспеченные – они как бы добрее.

Еще один тезис важный, что народы можно перевоспитывать и нужно перевоспитывать, если народ был в плохой идеологии воспитан, то нужно взять его за жабры и насильно перевоспитать правильно. Сейчас все эти тезисы мы видим, они используются со всех сторон. Проблема в том, что эти тезисы это не ложь, это часть правды. Мы, когда со своим христианством выступаем, со своей концепцией зависимости, созависимости. Как того, от чего человека избавить невозможно, если он сам не захочет – никакие воспитательные, насильственные действия не могут помочь. И мы оказываемся перед лицом очень низкой эффективности нашей христианской позиции. Парадокс такой – я смотрю на католическую Церковь, как она очищалась от лишнего всего, от претензий на власть в мире, от участия в мировых интригах, и к чему это привело? К тому, что голос Церкви стал очень плохо слышен. Стал таким же слабым, как голос Иисуса в мире. Как внутренний голос в человеке, который забивается пропагандой, рекламой и прочим. Конечно, особенно тяжело проповедовать это во время войны, во время угара такого. Это миссия, к которой Бог призывает в той мере, в какой Бог нам открыл наличие внутреннего голоса, наличие голоса Бога в нас, наличие нашей свободы. Это и определяет путь на земле. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website