9 августа 2022 г., вторник — Седмица 9-я по Пятидесятнице Вмч. и целителя Пантелеимона (305)
Август 9, 20222 Тим 2, 1-10; Ин 15, 17 –16, 2
Поскольку сегодня ты, А., завел разговор об аналогиях – эта аналогия, которую во 2 Послании к Тимофею мы прочли о воине: чтобы быть успешным, он не должен связывать себя делами житейскими, иначе военачальнику не угодишь. Это частичная аналогия, потому что житейские дела – это на самом деле и есть то, что делает человека человеком, в отличие от воинской службы, которая по определению ущербна, потому что это односторонняя вовлеченность человека; человек через это дело не развивается.
А что касается земных образов, которые Иисус использовал для описания Царства Небесного, то давайте посмотрим, какие образы Он использовал. Притча о сеятеле. Одно упало там, другое там… То, что упало на хорошую землю, дало плод сторичный. Но стократный плод никакая пшеница не дает. Или поле, в котором вместе с пшеницей начинают расти сорняки. Конечно, нужно сначала сорняки повыдергивать, пока они не заглушили пшеницу. Иисус говорит – нет, в Царстве Небесном не так, оставляют расти и то, и другое, пока не вырастет всё. Как сельскохозяйственный совет это не годится. Притча о пастухе, который бросает 99 овец и идет за одной заблудившейся. Так тоже не бывает. То есть, подытожим: Иисус говорит им, что вы можете сравнивать божественные вещи – Царство Небесное, Бога – с земными аналогиями. Но всё божественное всегда будет не таким. Иначе говоря, Иисус демонстрирует, что земные вещи как бы будут похожи на Царство Небесное, если мы будем обращать внимание на то доброе, что в них есть, и как бы преувеличим силу этого доброго по сравнению с недостатками и слабостями. Если у нас глаз будет устроен таким образом, тогда Божественное в земном мы сможем увидеть.
Вопрос конкретно в другом – не просто в том, что ты не прощаешь своего отца, но в том, что ты как-то по большому счету и не хочешь его прощать. Какие-то у тебя есть понятные, в общем, причины – если я сам себя не принимаю и не прощаю, то я стараюсь найти виновников и возложить на них ответственность. И то, что тебя мучает, это на самом деле в каждом человеке есть, и, если проанализировать эти наши покаяния, которыми мы обмениваемся в воскресенье, в какой-то мере каждый говорит об этом. Но Бог просит, чтобы мы к этому не прилеплялись. Аминь.
Священник Сергей Николенко