Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

9 апреля 2023 — Светлое Воскресение Христово

Апрель 9, 2023

 

Снимок экрана 2023-04-12 в 12.56.14

Рим 6, 3-11; Мф 28, 1-20

Хотел бы подытожить то, что знаем из Евангелий. История излагается в каждом Евангелии немножко по-разному. Если суммировать отстраненно, получается, что после похорон Иисуса, через некоторое время гроб оказался пустой. По этому поводу, по-видимому, разговоров было много. Судя по Евангелию от Матфея, ходила версия, что ученики украли тело и объявили, что Он воскрес. Подразумевается, что похоронили в другом месте. Может быть. По большому счету это ни на что не влияет, потому что после этого были явления Иисуса, которые, по-видимому, видело достаточно много людей. Явления не просто призрачные, а вполне вещественные, хотя видно, что восприятие Его учениками было необычным. В обычном восприятии какой человек есть, примерно таким мы его и видим. А там, по-видимому, какие-то другие каналы были задействованы, иногда Его узнавали, иногда не узнавали, иногда сразу, иногда не сразу. Попросту говоря, про этот физический мир, к которому мы привыкли, на самом деле мы почти ничего не знаем кроме нашей привычки. Это первая вещь.

Вторая вещь – в Церкви фантазируют, что после смерти Иисус сошел в ад. А что такое ад? В псалмах насколько раз упоминается «тень смертная». Это довольно хорошо развитое в греческой мысли представление о царстве теней. Представление о том, что душа после смерти лишается тела как источника эмоций, источника размышления, активного, связанного с действием. Иудейское представление об аде, шеоле развивалось во времени, но во времена Иисуса считалось, что есть плохое место для грешников, шеол, который еще похуже, может быть, чем греческий, и хорошее место для праведников на лоне Авраама, где хорошо. Лоно – это непростая вещь. Это связано с детородными органами мужчины и женщины, откуда появляется человек, приходит в мир. Хорошее, уютное место. После того, как пришел в мир, там уже все время неуютно… У первых христиан, палестинских и римских,  это всё, кажется, в одну кучу смешалось. Тут не следует ожидать единого последовательного взгляда. Возможно подразумевалось, что все-таки греки правы были в том, что лишается человек всех личностных возможностей, дающих активность.

По одному из новозаветных представлений, которое потом христианам понравилось, Христос, сойдя в ад, проповедовал мертвым, и что в результате этой проповеди и возник, собственно, рай. Другими словами, что для душ людей, грешников и праведников Ветхого Завета, какими бы они ни были, все равно Бог был не свой, чуждый какой-то. Для грешников такой страшный, от которого надо было как-то скрыться, обмануть, а для праведников Он желанный, но тоже уж больно страшный и непредсказуемый. «Сошествие в ад» Иисуса означает, что в этом невидимом плане бытия, где материальных тел нет, оказалась душа Иисуса. Оказался как бы свидетель, у которого такого барьера с Богом нет. То есть, другими словами, Он принес этим душам знание, которого у них до этого не было, потому что им при жизни и потом негде и не у кого было его взять.

Это и понимают как кардинальное разделение на рай и на ад. Рай, где пребывают души, которые полностью охватили и приняли знание Бога как Отца, которое им открылось. Ад – это те, кто по каким-то причинам радикально этому противились и противятся. Такая примерно модель. Иисус же после воскресения как бы курсирует между нашим миром и невидимым миром.

Но в чем сердцевина христианской веры – что Иисус принес в небесные структуры новизну, которой там еще не было. Когда мы поем в тропарях литургии, что Христос обновил творение Своим пришествием, имеем в виду это. Мы, как и положено нам, с возрастом ветшаем и умираем, дальше путь наш закрыт от обычного зрения. Когда Иисус говорит «Я – путь, истина и жизнь» какая-то интуиция у нас, у меня, по крайней мере, возникает, что это будет по сути такой же путь, каким двигался Он и эти души, которые Его приняли там. Что, в конечном счете, это вход в «славу Божию». Слава Божия – это термин технический, не поэтический. Я бы даже его определил как состояние, из которого вознесшийся Иисус так и не вышел в конце концов. Пришел туда и там и остался.

Мы говорим, что между нашими мирами существует молитвенная связь. Молитвенная связь – это связь отношений. Не информационная, а связь отношений, установления отношений. Подлинное отношение с другими я могу установить не прямо, а как бы через Бога как посредника и причину этого отношения. Отношение оказывает действие, оно производит действие и в этом мире, и в том. Когда говорят, что Бог есть любовь, Святой Дух – дух любви, имеется в виду вот это. Остальные все вещи, связанные с деталями нашей судьбы, с событиями, с заботами нашими, это как бы то, что обрамляет этот вектор и поток молитвы. Это всё детали. Детали, которые стремятся нашу земную слабую человеческую природу поглотить собой. Поглощаться не нужно. Аминь.

 

Священник Сергей Николенко

Изображение: Фра Анджелико, Воскресение Христа и женщины у гроба, 1438-45 (фрагмент)

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website