23 апреля 2023 — Неделя 3-я по Пасхе, Свв. жен-мироносиц
Апрель 23, 2023
Деян 6, 1-7; Мк 15, 43 – 16, 8
Вся последняя глава Евангелия от Марка вызывает большие вопросы, потому что написана она в другом стиле, чем остальное Евангелие. Похоже, что этот фрагмент, который мы прочли, это была действительная первоначальная концовка, а остальное в 16 главе – конспективное изложение событий, которые были в других синоптических Евангелиях. Явление Иисуса Марии Магдалине, в Эммаусе и прочее – очень коротко перечислено. Так что концовка такая: «выйдя, побежали от гроба, их объял трепет и ужас, никому ничего не сказали, потому что боялись». Воскресение Иисуса тайной так и остается.
У этих первых христиан, членов первых общин, конечно, был вопрос, как рассказывать об Иисусе, как передавать это дальше. В Деяниях Апостолов в начале после исцеления хромого мы слышим проповедь Петра, очень примитивную – Иисус, которого вы распяли, повесив на древе, воскрес. Там есть обещанный царь-спаситель, и всё. Конечно, людей, которые видели чудеса, которые апостолы проделывали именем Иисуса, это впечатляло, но всё равно как-то не очень серьезно. Надо было корни Иисуса найти, то есть, вписать Его в историю – во всю иудейскую историю, как Бог спасал этот народ, начиная от Авраама, через Моисея, через пророков. И что, по сути дела, праотцы и пророки в ожидании спасения для Израиля имели в виду Иисуса – вот этого самого. История, которая в современных катехизисах есть. В принципе Церковь по сравнению с текстами апостола Павла поменяла там мало.
Но сами апостолы, будучи рыбаками из Галилеи, тем более, людьми не шибко грамотными, не в состоянии были это сделать.
Тут я обращаюсь к тому, что в еврейской Библии к этому моменту уже был раздел «Премудрости». Премудрость – это учение, которое было создано не в Иудее, не в Палестине. Иудеи рассеяния, попавшие сначала в Вавилон, потом жившие в Римской империи во времена Иисуса. Образованные люди, которых, собственно, из-за этого и забрали в плен. Они хорошо продумали религиозную историю Израиля. Если мы почитаем в тех же Деяниях Апостолов речь дьякона Стефана в синедрионе, это и есть по-настоящему катехизационная речь для иудеев, когда он начинает от праотцев и последовательно выводит историческую необходимость появления Иисуса Христа и Его спасительную миссию, Воскресение.
«Эллины», иудеи рассеяния, которые жили в Иерусалиме, в целом были более развиты в религиозном отношении, как мы бы сказали, более продвинуты. Они отвечали на вопросы и задавали вопросы, которые классические иудейские традиционалисты саддукеи, священники не решались себе задавать. Вопрос, что с человеком будет после смерти. Традиционалисты, опирающиеся на Пятикнижие, говорили, что ничего не будет, потому что в Пятикнижии об этом ничего нет: умирает человек и всё. И дай Бог ему хорошо прожить жизнь и хорошо умереть, больше ничего не надо. А представления о геенне огненной для грешников, представление о праведниках, которые на лоне Авраама, – Иисус эти представления использует, истоки их там, в рассеянии. Иудеи много взяли прозрений из египетской и вавилонской культур, по-своему переработав. Представления о загробной жизни, о звездах, которые есть отображения душ живущих, и тому подобное…
Но в сегодняшнем тексте Деяний Апостолов что мы прочли? – что в первой общине произошел скандал. Община окормляла вдов на пожертвования. Вдовы были и местные, и из рассеяния. Эллины всё-таки были не совсем свои. Другая культура. Мягко в тексте написано, что произошел у эллинов ропот на евреев за то, что «вдовицы их были пренебрегаемы в ежедневном раздаянии потребностей». Попросту обходили их, когда раздавали продукты. Что сделала Церковь? Что апостолы решили? Решили, что нужно назначить специальных людей, проверенных, с хорошей верой и морально честных, которые бы занимались раздачей. Заодно и проповедью. Избрали семь человек – обратите внимание, что все семеро с греческими именами. Все из рассеяния. И становится понятно, что это было сделано не только, потому что они могли проконтролировать нужды эллинских вдовиц, а потому что они могли проповедовать и катехизировать хорошо. Катехизировать приходящих. Как это делается, не пишут, пишут только, что после того как этих дьяконов поставили, создав первую структуру, похожую на современную Церковь, что после этого Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось. Вот результат. Аминь.
Священник Сергей Николенко