25 июня 2023, воскресенье — Неделя 3-я по Пятидесятнице
Июнь 25, 2023
Рим 5, 1-10; Мф 6, 22-33
Проповедь безделья и тунеядства: полевые лилии ничего не делают, бездельничают, а одеваются будь здоров как. А вы-то еще лучше! Птицы небесные ни сеют, ни жнут, ведут совершенно безответственный образ жизни, порхают только… А Отец Небесный питает их. Но только не говорится, что питает их за счет вас, дураков, которые кормушки устраивают для птиц. Главное, что Отец Небесный питает. Давайте и мы так жить. Отец Небесный найдет еще каких-то дураков, за счет которых мы будем красиво жить…
Когда я говорю о духовных вопросах, я объясняю всё на примере алкоголика, потому что это проще всего. Наивные люди, которые подсажены не на алкоголь, а на что-то еще, на эмоции, думают, что это к ним отношения не имеет. Но по-другому я, в свою очередь, объяснять не умею. Эта нить, которая в Апостоле, в послании к Римлянам (хороший, кстати, кусок): «…хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает». Не постыжает, то есть, не обманывает. Вот алкоголик. Для начинающего алкоголика алкоголь это кайф, а для зрелого – скорбь. Страдание, потому что из-за этого он потихоньку теряет всё, что в жизни удалось накопить: и здоровье, и друзей, и репутацию в обществе, и деньги, в конце концов. Это скорбь. Вот алкоголик начинает бороться. Идет к гипнотизеру, не помогает, потом ампулу вшивает – не помогает, ходит к Анонимным Алкоголикам, тоже не помогает. Ничего не помогает. Но он старается. Вот это и называется «терпением».
Разговаривал вчера с одним верующим, он себе в квартиру прописал наркомана из христианских побуждений, и теперь этот наркоман сидит у него на шее, а этот жалуется, что, вот я на него разгневался, вчера накричал, не имею терпения. Каяться в том, что прописал – не кается, а кается, что рассердился на него, мол, страшный грех… Это не то терпение, это уход от проблемы. Терпеливый как бы, но это не то терпение, о котором говорится здесь. Здесь говорится о терпении в стремлении избавиться от порока, по сути дела. Каков плод этого терпения? Я обнаружил, что вроде бы ничего не помогает мне, я пью по-прежнему или, может быть, не так пью, как раньше, жив еще. Или сходил к Анонимным Алкоголикам, про эту программу я не понимаю ничего, но как-то полегче стало, продержаться сумел какое-то время, не напился. Терпение дает опытность. Опыт того, что мне что-то помогает. Что-то или Кто-то. И дальше я просто начинаю разбираться, пытаюсь разобраться. Точнее, что именно помогает. С гипнозом или с вшитой торпедой – сразу понятно, что ерунда. А с тем, что говорится на группах про Высшую Силу – я действительно обнаруживаю, что если я как-то расслабляюсь и не поддаюсь на чувство вины, пытаюсь этой Высшей Силе отдаться, то действительно получается какая-то трезвость. От этого опыта, от этой опытности и происходит надежда. Надежда, которая не постыжает, то есть, не обманывает. Вот о чем здесь идет речь.
Вчера праздновали Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель из семьи священника, как бы потомственный попович. То ли семья была неблагополучная, то ли что, но он не пошел по стопам отца, хотя должен был, как принято. Ушел из дома. По речам его мы видим, что он где-то в общинах на берегу вашего иудейского моря крутился и перенял от них взгляды, которые не укладывались в ортодоксальный иудаизм его папы. Проповедь прихода Мессии, покайтесь, а то сгинете все к едреной бабушке, и не поможет вам ничего. Радикальная проповедь, видно, что борец за справедливость. Мытари к нему приходят креститься, то есть, символически поливаться водой, для символического очищения, и спрашивают, что нам делать. Он говорит – берите налоги, только сверх этого не берите себе ничего. Или воины приходят – нам чего делать? Людей, попросту говоря, не обижайте, не клевещите, то есть, не заводите фальшивых дел. Эти воины были, по-видимому, такая храмовая или местная полиция. За справедливость Крестиитель, чтобы всё было справедливо. К Ироду четверовластнику он тоже прикипел, что, мол, женился тут неправедно, при живом муже у этой красотки. Активный борец…
Я думал о том, к чему он пришел. Почему, когда Иисус у него пришел креститься, Иоанн Его выделил. Я думаю, что Иоанн пришел к тому, что не получается ничего. Он говорит про социальную справедливость…, про то, про сё…, а люди уходят и потом делают всё то же самое. С Иисусом он был знаком, все-таки родственники. Я фантазирую, может быть, когда Иисус пришел к нему креститься, в очереди стоял, Иоанн на Него уже смотрит так, и пока очередь подходит, он думает – а этот вот племянник мой или троюродный брат, я не задумывался раньше никогда, а у Него ведь получается. Может быть, Он этот Путь и есть, по которому Израилю нужно идти к спасению?
Про поповичей я начал. Я рассказывал уже про историческое исследование, которое я читал. Одна дама, кажется, американка, прослеживала по архивам судьбы этих поповичей, кого удалось. Те, которые пошли по стопам Иоанна Крестителя, не продолжили линию священства, не получили приход отца, они пошли тогда в конце XIX – начале XX века в социальную деятельность, в борьбу за справедливость. К разночинцам, потом в движения за социальную справедливость, которые в России были, интеллигентские. Но когда стали образовываться партии – большевиков и прочих, в партиях они уже не удерживались. Я так полагаю, что в радикализме, в радикальном стремлении к социальной справедливости, которое было у марксистов и особенно у большевиков, они чувствовали что-то звериное. Звериное не от биологического зверя, а от метафизического.
А ближе к революции и уже после революции значительная часть этих поповичей нашла себе другой путь – они устремились в науку. С идеей, очевидно, что в христианстве, в православии всё такое плавающее, всё на кончиках пальцев и оборачивается все, в конечном счете, лицемерием, угодничеством перед начальством, пьянством. А наука – это такая вещь, в которой можно быть по-настоящему честным, интеллектуально честным. Кто-то из них выдержал этот путь, кто-то обрел веру в Бога, кто-то, как ему представлялось, честно остался агностиком или неверующим. Но такой вектор честности, интеллектуальной честности – это исключительно важно. Если по этому вектору двигаться, я более чем уверен, что, в конечном счете, он приводит к тому, от чего эти люди ушли. Что истина по большому счету не в выкладках, не в идеях, а где-то, как я сказал уже, на кончиках пальцев, и с ней приходится взаимодействовать как-то иначе. Может быть, отдавая Неизвестности в руки свою жизнь, страхи и перспективы, в общем, всё. Аминь.
Священник Сергей Николенко
Изображение: Бартоломе Эстебан Мурильо, Святой Иоанн Креститель, указывающий на Христа (фрагмент), 1655