Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

12 октября 2023, четверг — Четверг 27 рядовой недели

Октябрь 12, 2023

Мал 3, 13 — 4, 2a; Лк 11, 5-13

Когда я думаю о ситуации Израиля в арабском мире, я вспоминаю Второзаконнический проект, когда израильская интеллигенция возвратилась из Персии по указу Кира в Иерусалим и начала там строить Царство Небесное в отдельно взятой стране. Проект, который должен был исключить позор, когда Израиль потерял все свои колена и в конечном счете был изгнан из Земли обетованной. Проект был простой – построить храм, окружить Иерусалим забором и за этот забор чужих никого не пускать. Не пускать в том числе иудеев, которые все эти годы там оставались. Они не уходили в плен и смешались с другими верами, с культами и прочее, смешанные браки у них были с не-иудеями. По этому проекту и смешанные браки должны быть расторгнуты. Не знаю, как это всё у них происходило на самом деле. Однако идея такая была и пафос такой был.

Книги Второзакония и Иисуса Навина была написана в этой же идеологии, в очень мощной, цельной. Эмоциональный напор сильнейший был. Возвращение, возрождение… Напутствия Моисея в книге Второзакония, потом речь Иисуса Навина. Там сказано, что вы народ Божий, войдете в эту землю по другую сторону Иордана, землю, где течет молоко и мед. Бог вам дает землю обработанную, над которой вы не трудились, дома, которые вы не строили, и прочее… Бог изгоняет население с этой территории, дает вам. Это язычники, у них неправильная жизнь, они сами неправильные, и мало того, что их уничтожать надо, имущество их языческое, пропитанное земледельческими религиозными изображениями богов, тоже надо уничтожать и так далее. Священное, в общем, дело…

И вот до 1947 года была Палестина под контролем англичан. Там какие-то земли евреи приобрели себе, стали туда заселяться и воевать с англичанами. Англия к тому времени уже обессилела, была вынуждена из многих колоний и протекторатов уйти. Создали на этом месте израильское государство, ООН решила, утвердила это. Палестинская часть территории сначала была большой, потом всё меньше и меньше. После каждой войны она уменьшалась. Палестинцев, которых вытесняли с этой территории, братья-арабы не принимали. Они до сих пор живут в лагерях для палестинских беженцев, в Иордании и еще где-то. А Израиль считает, что нормально всё. Гуманисты из Америки поддерживают нас, просвещенная Европа поддерживает. Всё бы хорошо, если бы было так просто. А происходит через эти два народа, через евреев и палестинских арабов столкновение цивилизаций – более развитой европейской цивилизации и менее развитой сейчас мусульманской. В условиях конфликта, как обычно, противоречия усиливаются и разрыв усиливается, в материальном благосостоянии, в экономике, культуре и прочее.

Если мы начинаем анализировать, где грех, там в начале был грех. Но можно его в прошлое еще вести, в несправедливости, разрушение Храма римлянами уже в 60-х годах нашей эры, и так далее. Вопрос-то не в этом, понятно, что грех тянется, и последствия его нарастают. Вопрос в том, чтобы прервать, выдернуть сам корень греха. Ничего такого не происходит. Какие-то косметические проявления гуманности, цивилизованности, это есть. Но как только обнажается глубинная ненависть этих народов, борьба за землю, вся цивилизованность сметается. Благо там, если бы действительно палестинцы Хамас были зверьми. Зверь убивает столько, сколько может съесть. А то, что в человеке обнаруживается, это гораздо хуже. Это продукт разума человека. Принципиально испорченного.

А что Церковь? У Церкви две позиции. Одна такая, которую я назвал бы нашей, православной: мир во зле лежит. И другая оптимистическая, католическая, Второго Ватиканского собора – эсхатология осуществилась, Царство Божие уже тут присутствует, и нам только нужно это Царство выводить на социальный уровень. Социальной справедливости, морального воспитания и так далее. Обе позиции правильные. Общего решения нет, непротиворечивого. Но даже из сегодняшней группы видно, что каждый из нас знает, что ему делать на своем месте. Удачно, неудачно, это другой вопрос. Но такая интуиция, с которой Святой Дух над нами поработал здорово за эти годы, при нашем желании, конечно, и при нашем сопротивлении. Дух нам показывает, что мы должны делать. Совершенно справедливо было показано, чему мы можем научить других. Просто не скрывать от них наш путь. Не скрывать его искренне, показывая наши ошибки и заблуждения. Парадоксальным образом показывая, как наша неуверенность оборачивается правильными поступками. Думаю, через это всё Дух нас и ведет. Аминь.

Священник Сергей Николенко

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website