12 ноября 2023, воскресенье — Неделя 23-я по Пятидесятнице
Ноябрь 12, 2023Еф 2, 4-10; Лк 8, 26-39
Я говорил уже, что вчера был на очередной годовщине «Старого Света». Народу собралось немного, человек 30-35. Половина была относительно молодых. Всегда, когда я оказываюсь в компании выздоравливающих алкоголиков и наркоманов, ощущение двоякое: с одной стороны, энтузиазм охватывает от того, что это люди, у которых есть духовный опыт, и которые как-то идут по позитивному пути. А с другой стороны, бывает тяжело, и прямо силы иммунитета уходят из организма, потому что, как правило, это люди с плохим здоровьем. Кто-то со здоровьем, подорванным употреблением, кто-то на фоне биологической и всякой другой изначальной слабости в свое время к употреблению пришел. В собрании люди на подъеме, настроены на поддержку друг друга, энергии это придает, а объективно – не знаю, какое слово правильно подобрать – объективного здоровья мало.
Как обычно, выступали люди со свидетельствами, с воспоминаниями. Я обратил внимание на один типовой опыт, который бывает у людей, которые очень резко стали спиваться и оказались бомжами. Какое-то время вели образ жизни в компании себе подобных и потом пережили внезапный опыт обращения. Человек, который вчера рассказывал, говорил, что он сидел на грязных газетах в подвале, когда его товарищи пошли искать выпивку. Он не пошел и ощутил, что есть какая-то личностная сила, которая желает ему смерти и желает им завладеть. Говорил, что в страхе и в отчаянии он обратился к противоположной силе, которая должна бы быть. Ощутил опыт покоя и освобождения. Этот опыт как воспоминание у него останется на всю жизнь, это понятно. Уже он не повторится и, возможно, будет единственным в его жизни сильным мистическим опытом, но после этого у него выздоровление и пошло, как это обычно бывает. У кого-то со срывами, у кого-то без срывов.
Я говорю, что разные случаи есть, и бывают тоже типовые случаи. Одна женщина еще в начале 90-х проходила программу. Из алкогольной семьи, сама с алкогольной проблемой, с химической зависимостью. Она артистичная очень, увлекающаяся, способная. И христианству она со всей душой отдалась. Поступила в православный институт и прочее…, церковная жизнь. Потом, как обычно у этих увлекающихся натур бывает, срыв, из которого с помощью церковных инструментов она никак выйти не могла. Вышла только через группы. И пошел у нее период разочарования в церкви, потом в АА, и т.д. Тут уже и старость подоспела. Она себе нашла спокойный режим жизни, в деревне копаться в огороде, ничем не интересоваться, никуда не лезть. Не знаю даже, последних известий нет.
Еще я для себя важную вещь отметил, что есть люди, которые лечатся от созависимости, потому что явной химической зависимости от веществ они у себя не обнаруживают. Бывает, что начинает регулярно выпивать, потом встрепенется, походит на группы и перестает. Я их для себя называю просто человеком, склонным к созависимому и зависимому поведению. Но что важно: я вчера обратил внимание, что некоторые люди, которые изначально себя считали созависимыми и долго занимались по созависимости, потом начали ходить на алкоголиков. Я думал, с чем это связано. Все-таки метод 12 шагов не случайно возник в алкогольной среде: специфика заболевания такая, что она в основном достает уже созревших людей, у которых были какие-то достижения в жизни, сформировались ценности, им есть, что терять. Обдумывать они могут уже всерьез, и мозг не так разрушен, как от наркотиков. Может быть, для них эта программа больше всего подходит. Как защита от преодоления тяги к веществу, а на этом фоне уже преодоление тяги ко всем другим материям – к эмоциональным состояниям, и прочему. У наркоманов проблема в том, что они молодые, у них быстро, как правило, разрушается здоровье, разрушается мозг, они в жизни еще не видели ничего. И в группах анонимных наркоманов всучить им всякую правдоподобную ерунду про выздоровление и про Высшую Силу оказывается проще.
А с созависимыми вообще тяжело, потому что отказываться от эмоций – это не то, что отказываться от стакана. Иногда понятно, что эмоция больная и мешает, а иногда эмоция кажется очень уместной по ситуации. Опыт выздоровления у созависимых гораздо более тяжелый, потому что химически зависимый от веществ прекращает употребление, и это для него знак успеха. Вещественный знак. Тягу заметить проще. Потом могут срывы быть, но победа достижима. Первый отказ от рюмки, связанный с выздоровлением, происходит достаточно быстро, когда человек входит в культуру АА. У созависимого нет, ему, чтобы достичь устойчивого прогресса в эмоциональном состоянии, нужно много лет. Бывает, человек занимается по программе, ощущает улучшение, энтузиазм и доверие к Богу, к Высшей Силе, но потом оказывается, что этот успех очень неустойчивый, и чтобы его закреплять, нужна повседневная работа, тяжелая.
Люди с нормальной химической зависимостью, которая проявляется через эмоции или через потребление, по крайней мере те, у кого есть тридцатилетний опыт, говорят (не все, но я думаю, процентов 70 из них), что жизнь легче не становится. Трезвая жизнь есть, эмоционально трезвая жизнь, в общем, есть, но повседневная борьба за нее очень тяжелая и мучительная. Это вполне с христианским аскетическим опытом коррелирует. Монашеская борьба с грехами идет всю жизнь, только там в какой-то момент просветление, которое наступает, это, скорее, не освобождение от искушения грехом, это просто принятие себя. Такого, как я есть. Единственное, что важно бывает, это какие-то сообщения от священной реальности, сообщения из глубины себя, что идешь по правильному пути. И что этот путь потом выведет, куда надо, несмотря на старость, на деменцию, на потери, на всё такое. Выведет за пределы этого видимого мира. Аминь.
Священник Сергей Николенко