Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

12 ноября 2023, воскресенье — Неделя 23-я по Пятидесятнице

Ноябрь 12, 2023

Копия the_creation_of_adam

Еф 2, 4-10; Лк 8, 26-39

Я говорил уже, что вчера был на очередной годовщине «Старого Света». Народу собралось немного, человек 30-35. Половина была относительно молодых. Всегда, когда я оказываюсь в компании выздоравливающих алкоголиков и наркоманов, ощущение двоякое: с одной стороны, энтузиазм охватывает от того, что это люди, у которых есть духовный опыт, и которые как-то идут по позитивному пути. А с другой стороны, бывает тяжело, и прямо силы иммунитета уходят из организма, потому что, как правило, это люди с плохим здоровьем. Кто-то со здоровьем, подорванным употреблением, кто-то на фоне биологической и всякой другой изначальной слабости в свое время к употреблению пришел. В собрании люди на подъеме, настроены на поддержку друг друга, энергии это придает, а объективно – не знаю, какое слово правильно подобрать – объективного здоровья мало.

Как обычно, выступали люди со свидетельствами, с воспоминаниями. Я обратил внимание на один типовой опыт, который бывает у людей, которые очень резко стали спиваться и оказались бомжами. Какое-то время вели образ жизни в компании себе подобных и потом пережили внезапный опыт обращения. Человек, который вчера рассказывал, говорил, что он сидел на грязных газетах в подвале, когда его товарищи пошли искать выпивку. Он не пошел и ощутил, что есть какая-то личностная сила, которая желает ему смерти и желает им завладеть. Говорил, что в страхе и в отчаянии он обратился к противоположной силе, которая должна бы быть. Ощутил опыт покоя и освобождения. Этот опыт как воспоминание у него останется на всю жизнь, это понятно. Уже он не повторится и, возможно, будет единственным в его жизни сильным мистическим опытом, но после этого у него выздоровление и пошло, как это обычно бывает. У кого-то со срывами, у кого-то без срывов.

Я говорю, что разные случаи есть, и бывают тоже типовые случаи. Одна женщина еще в начале 90-х проходила программу. Из алкогольной семьи, сама с алкогольной проблемой, с химической зависимостью. Она артистичная очень, увлекающаяся, способная. И христианству она со всей душой отдалась. Поступила в православный институт и прочее…, церковная жизнь. Потом, как обычно у этих увлекающихся натур бывает, срыв, из которого с помощью церковных инструментов она никак выйти не могла. Вышла только через группы. И пошел у нее период разочарования в церкви, потом в АА, и т.д. Тут уже и старость подоспела. Она себе нашла спокойный режим жизни, в деревне копаться в огороде, ничем не интересоваться, никуда не лезть. Не знаю даже, последних известий нет.

Еще я для себя важную вещь отметил, что есть люди, которые лечатся от созависимости, потому что явной химической зависимости от веществ они у себя не обнаруживают. Бывает, что начинает регулярно выпивать, потом встрепенется, походит на группы и перестает. Я их для себя называю просто человеком, склонным к созависимому и зависимому поведению. Но что важно: я вчера обратил внимание, что некоторые люди, которые изначально себя считали созависимыми и долго занимались по созависимости, потом начали ходить на алкоголиков. Я думал, с чем это связано. Все-таки метод 12 шагов не случайно возник в алкогольной среде: специфика заболевания такая, что она в основном достает уже созревших людей, у которых были какие-то достижения в жизни, сформировались ценности, им есть, что терять. Обдумывать они могут уже всерьез, и мозг не так разрушен, как от наркотиков. Может быть, для них эта программа больше всего подходит. Как защита от преодоления тяги к веществу, а на этом фоне уже преодоление тяги ко всем другим материям – к эмоциональным состояниям, и прочему. У наркоманов проблема в том, что они молодые, у них быстро, как правило, разрушается здоровье, разрушается мозг, они в жизни еще не видели ничего. И в группах анонимных наркоманов всучить им всякую правдоподобную ерунду про выздоровление и про Высшую Силу оказывается проще.

А с созависимыми вообще тяжело, потому что отказываться от эмоций – это не то, что отказываться от стакана. Иногда понятно, что эмоция больная и мешает, а иногда эмоция кажется очень уместной по ситуации. Опыт выздоровления у созависимых гораздо более тяжелый, потому что химически зависимый от веществ прекращает употребление, и это для него знак успеха. Вещественный знак. Тягу заметить проще. Потом могут срывы быть, но победа достижима. Первый отказ от рюмки, связанный с выздоровлением, происходит достаточно быстро, когда человек входит в культуру АА. У созависимого нет, ему, чтобы достичь устойчивого прогресса в эмоциональном состоянии, нужно много лет. Бывает, человек занимается по программе, ощущает улучшение, энтузиазм и доверие к Богу, к Высшей Силе, но потом оказывается, что этот успех очень неустойчивый, и чтобы его закреплять, нужна повседневная работа, тяжелая.

Люди с нормальной химической зависимостью, которая проявляется через эмоции или через потребление, по крайней мере те, у кого есть тридцатилетний опыт, говорят (не все, но я думаю, процентов 70 из них), что жизнь легче не становится. Трезвая жизнь есть, эмоционально трезвая жизнь, в общем, есть, но повседневная борьба за нее очень тяжелая и мучительная. Это вполне с христианским аскетическим опытом коррелирует. Монашеская борьба с грехами идет всю жизнь, только там в какой-то момент просветление, которое наступает, это, скорее, не освобождение от искушения грехом, это просто принятие себя. Такого, как я есть. Единственное, что важно бывает, это какие-то сообщения от священной реальности, сообщения из глубины себя, что идешь по правильному пути. И что этот путь потом выведет, куда надо, несмотря на старость, на деменцию, на потери, на всё такое. Выведет за пределы этого видимого мира. Аминь.

Священник Сергей Николенко

 

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website