21 ноября 2023, вторник — Неделя 25-я по Пятидесятнице. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Ноябрь 21, 2023Евр 2, 2-10; Лк 10, 16-21
Священная книга Анонимных Алкоголиков – это «Синяя книга». Написана она почти 100 лет назад, восемьдесят с чем-то. Там изложены основания того открытия, которое они совершили. Два человека, два алкоголика, у которых еще не было представлений о химической зависимости, о дисфункциональной семье и т.д., сформулированных так, как сейчас формулируется. Просто это были два вполне разумных, работоспособных человека, думающих, которые ничего не могли поделать с деградацией от алкоголизма, которую они ощущали. Существенно, что они попробовали всё. Попробовали религию и психиатрию, и психологов, медиков, наркологов. Всё это прошли, и ничего из этого им не помогло. Нельзя сказать, что они это всё забыли и отбросили. Это не так. Но самое главное наступило в тот день, когда они однажды встретились и поговорили о том, что их мучает. Обнаружили, что это радикальным образом способствовало уменьшению, даже исчезновению алкогольной тяги. Это и было рождением сообщества анонимных алкоголиков и метода 12 шагов. Этот метод они разработали уже позже и привлекали и психологов, и священников. Но главное было – этот их разговор. Это главная тайна, которая изложена в «Синей книге», бесхитростно.Потом, когда движение начало развиваться, оказалось, что нужно вовлекать туда родственников, возникли группы АлАнон, потом для подростков АлАтин. Эти группы использовали изначальную методологию, но нельзя сказать, чтобы получалось так же хорошо. Потом уже на основании исследований о дисфункциональной семье, созависимости, возникло движение ВДА. Еще добавился туда трансактный анализ Берна и другие психологические модели. То есть то, что было понятно психологам. Важно, что всё дальше и дальше уходили от основы. Сейчас в каждой подворотне есть психолог, который лечит созависимость, это всё на их совести. Какие-то моменты действительно можно помочь человеку выявить. Остальное всё на их совести…
Главное открытие потом назвали группой самопомощи. Действительно, это общение оказывается силой более высокого порядка, чем сила разума и сила стремления к жизни, которая индивидуальна у каждого из участников. Как тут Бог действует, с одной стороны понятно, а с другой стороны таинственно. Действие Бога в общине – где двое или трое соберутся во имя Мое (Мф 18, 20), даже, может быть, этого не осознавая. Есть тут и другой момент – эти два основателя АА подумали, что нашли общность в изложении алкогольной проблемы. Но христианство это по сути такой же опыт самопомощи в общине, когда люди научаются формулировать свою проблему более общо. Понятие греха и немощи человеческой. Вопрос состоит в том, насколько люди оказываются открытыми, высказывая себя, и насколько они стремятся к пониманию другого человека, к тому, чтобы вжиться в другого человека и узнать в нем самого себя. Для меня это во многом открытый вопрос, всегда ли нужна такая крайняя специализация в разделении людей по частным недугам – по алкоголизму, по воспитанию в неблагополучной семье и так далее. Но в общем я обращаюсь к «Синей книге», к той основе, которая там показана: тяга, неважно к чему и в чем она выражается, она может быть очень закамуфлированной, завуалированной другими вещами. Но если люди в себе это выделяют, они вполне могут общаться плодотворно. Выражаясь напыщенным религиозным языком – Святой Дух будет между ними. Аминь.
Священник Сергей Николенко