9 января 2024, вторник
Январь 9, 2024
Евр 4, 1-13; Лк 21, 12-19
Автор послания к Евреям говорит о вхождении в покой Божий. Рассуждает об этом в такой манере, в какой до сих пор традиционный еврейский экзегезис происходит. Для меня это совершенно неудовлетворительный способ говорить о священной реальности. Она выходит за эти формальные рассуждения. Вхождение в покой или святость – здесь «покой» ассоциируется с безмятежностью, со внутренним покоем, который проистекает от того, что ты перед Богом открыт. Ошибаешься, не ошибаешься, это другое дело, все равно открыт перед Богом. Есть много названий для такой жизни – и святость, и праведность, и прочее, но для меня ключевое слово это «трезвость». Трезвость в обиходном языке имеет узкое значение, утилитарное, связанное, скорее, со сдержанностью, воздержанием от стимуляторов и так далее. Но движение Анонимных, которое возникло в лоне христианства, соответственно, на трезвость смотрит гораздо шире, и я так смотрю. Для меня трезвость является просто синонимом праведности и святости, потому что работа над трезвостью распространяется на все стороны жизни. Можно говорить в терминах эмоциональной жизни, мировоззрения, поступков. Можно говорить по-другому – о различных сферах жизни, когда я на работе или дома или в церкви: везде трезвость подразумевает одну и ту же целостность. Стремление к целостности.
Про Гвардини, о котором говорили, понятно, он писал и жил на фоне секуляризации, массового увлечения коммунистическими идеями, атеизмом. Для него молитвенная жизнь – это что-то особенное. А для меня и в нашей духовности молитвенная жизнь это только одна из сфер жизни. Как в других сферах необходима трезвость, так и в молитвенной жизни. Религиозная жизнь – это такое как бы колесо, которое катится по дороге. В какой-то момент с этой дорогой жизни соприкасается наша молитва, в другой момент – другая спица, это добрые дела, в третий момент – третья спица колеса, это познание мира, познавательная деятельность. И так все стороны жизни прокатываются по дороге жизни колесом. Важно, чтобы колесо было круглым, для меня трезвость – это то, что этому колесу придает форму окружности. Не что-то изломанное, зигзагообразное, угловатое, местами плоское, местами острое, местами плавное, и противоречащее само себе. Колесо духовной жизни и вообще жизни подразумевает эту внутреннюю и внешнюю плавность хода. Но плавность это не данность, это то, за что все время приходится бороться. За эту плавность, чтобы не буксовать. Аминь.
Священник Сергей Николенко