13 февраля 2024, вторник
Февраль 13, 2024Иак 3, 1–10; Мк 11, 11–23
В этом евангельском тексте cобрали в кучу историю со смоковницей, соответственно ее аранжировав, и историю с погромом в храме. Для Марка характерно такой сэндвич делать – начинать одну историю, потом вставлять другую, а потом уже заканчивать первую историю. Получается, как здесь написано, что Иисус пошел к смоковнице, потому что голоден был, но это странно, потому что не время было еще собирания смокв, еще только листья были. Он ее проклял за что? Потому что не время было. Потом история с погромом в храме. Я уже говорил не раз, что не верится совершенно в эту сцену, чтобы после такого погрома хулиган остался безнаказанным. Заканчивается тем, что смоковница засохла от проклятия, символ неудачи миссии Иисуса с этим народом в рамках той религии, которая была. И совершенно ни к селу, ни к городу в конце эта фраза Иисуса назидательная, по поводу смоковницы. Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, кто скажет горе сей и не усомнится, будет по слову… Фрагмент этот нелепый совершенно.
Вопрос, о чем говорит эта композиция – надерганная как бы из разных тем, связанных с проповедью Иисуса, с миссией Иисуса. Говорит о том, что Церковь не понимает феномена Иисуса. И старается что-то скрыть, что-то изобразить назидательным образом, преследуя всякие боковые мотивы. Собственно, три мотива основных. Один мотив – это проповедь Евангелия, чтобы приобрести последователей Иисуса, второй мотив – (это для Марка особенно характерно) легализоваться в римском обществе, и третий момент – легализоваться за счет противопоставления себя и отделения от иудеев, которые скомпрометировали себя в глазах римской власти как буйный народ, не подлежащий цивилизации.
Это всё такой компот, из которого нам как-то приходится вытаскивать образ Иисуса более соответствующий историческому Иисусу, и соответственно понимать – сейчас как бы Он себя вел? Здесь, в этой церкви, в нашем обществе, в домах наших… Какой Он сейчас, что сейчас Он от нас хочет? Проблема в том, что эти книжки по богословию, они такие умные, будят вопросы, но с определенностью утверждают только какие взгляды на Бога являются ошибочными, какие подходы к Богу являются ошибочными. А позитивно не нужно ничего накручивать, всё исключительно просто. Понимаешь Иисуса как-то, ну старайся жить как Он. Если будешь жить не так, Он поправит тебя, Бог тебя поправит. Теоретизировать и богословствовать – это соблазн такой, еще отцы Церкви об этом говорили, что главное это жизнь, Бог нас для жизни сюда привел, а не для умственных спекуляций. Чувствительным быть к жизни. В оксфордских группах был лозунг «Читай не книги, а людей». Наша жизнь это действительно такая книга, которую, как правило, люди читать не умеют. Они не только что между строк не способны читать, но и явные вещи, которые прямым текстом написаны, стараются не читать. Это главная проблема.
И про это наши воскресные духовные упражнения. Аминь.
Священник Сергей Николенко
Изображение: Квентин Массейс, Христос изгоняет торговцев из Храма (фрагмент)