25 февраля 2024, воскресенье — Неделя 2-я Великого поста
Февраль 25, 2024Евр 1, 10-2, 3; Мк 2,1-12
Я думаю о том, что Иисус – оппозиционер, радикал, в общем. Обличает церковные власти и сущность современной ему иудейской Церкви. Но Он никогда не говорит «дайте Мне власть, Я всё переменю у вас. У вас и демократия будет, и войны не будет, воровства, коррупции…». Он этого не говорит, Он говорит «у Меня есть власть», и Он показывает власть, которая у Него есть. В сегодняшнем Чтении показал. Непонятно, насколько точно Евангелия воспроизводят события, которые были там и тогда, но то, как устами Евангелия Церковь показывает Иисуса, как она понимает Иисуса – вот Он такой. За земной властью не только не гонится, но старается избежать ее всячески, потому что, по Его мнению, она противна небесной власти.
С апостолом Павлом спустя десятилетие-другое ситуация была более сложной. Потому что он представлял определенный интерес для римской власти. Что он там из себя представлял, это им неинтересно было, а было интересно, что он раскалывал иудейскую общину. Иудеи для римских властей всегда были опасные, бунтовщики, непредсказуемые. Междоусобица внутри иудеев, конечно, властям была выгодна – до поры до времени. Павла, возможно, использовали как инструмент, потом настал момент, когда из соображений политической конъюнктуры выгодно было его казнить.
Отношения власти и оппозиции это сложная тема. Особенно в условиях авторитарной власти. Чтобы сплотить народ вокруг власти, вокруг вождя, положительного мотива мало, нужен еще сильный отрицательный мотив, нужен враг – внешний или внутренний. Неслучайно, когда политики идут на выборы, им важен даже, может быть, не столько рейтинг, сколько антирейтинг. Антирейтинг показывает, насколько этим человеком интересуются в обществе, и насколько можно, соответственно, рассчитывать на поддержку своих сторонников на выборах. Что они не будут спать, придут и проголосуют. Поэтому власть заинтересована в выращивании оппозиции, всегда так было. К сожалению, это механизм вечный.
Какого-то молодого или не очень молодого, но горячего находят. Красноречивый, он привлекает людей. Он говорит, как правило, «за всё хорошее против всего плохого». Дайте мне власть, и всё хорошо будет. Как он это сделает, это не интересует никого. Люди могут быть очень хитрыми, искушенными в бытовых вопросах, в вопросах своей выгоды, но на политическом уровне у большинства мозги совершенно куриные. Им нужен просто выход для эмоций.
Такого человека обычно используют наполовину втемную. Если он не совсем дурак, он понимает, почему ему дают подняться, на начальном этапе даже вроде бы власть благоприятствует ему. Проблема с такими людьми в том, что они оказываются неуправляемыми. У такого лидера, как у всякого слабого человека развивается мания величия и представление о том, что он действительно какая-то крупная фигура. И после этого их обычно убирают, этих людей. Фамилии называть смысла нет, целый ряд этих фамилий в новой России уже накопился. Часто это бывают люди чистые, бессеребренники, по крайней мере на начальном этапе, и, соответственно, очень симпатичные. И всегда трагичные…
О частностях мне говорить не хочется, меня другая вещь интересует и занимает. У апостола Павла как я неоднократно цитировал его слова, что мы боремся и воюем не с плотью и кровью, а с престолами, господствами, властями и духами злобы поднебесной. Престолы и господства в тогдашнем представлении – это ангельские структуры, отвечающие за то, как строятся отношения в мире. Эти небесные вещи, по мысли тогдашних богословов – были испорчены грехом. Иисус, по мысли Павла, пришел для того, чтобы их разрушить и создать на их месте другие отношения. Отношения власти, как мы видим их на земле, это отношения, всегда построенные на манипуляции, на насилии. Попросту говоря, на обмане. Причем все могут быть уверены, что этот обман производится с благой целью. Обманутые даже.
Когда в 1937 году проходили первые процессы троцкистов, с Бухариным, Каменевым, обвиняемые знали, что обвинения, которые против них возводятся, это ложь. Но считали, что судебный процесс является необходимым для утверждения социалистического строя в России. Эти люди были борцами за идею, но сама идея такая, что, в конечном счете, они сами себя надули. Думали, что надувают себя с чистыми намерениями – себя и других. Вот проблема в чем. Проблема – в сущности земной власти. Думаю, что когда у человека есть позиция, мол, я другой, дайте мне власть, я буду делать всё по-другому – это иллюзия, самообман. Обман, который простирается на других. Всегда после получения власти бывает какая-то новизна, изменения, перестановки, которые люди принимают за нечто принципиальное, но порядок социальных отношений потом устанавливается, устаканивается, объективные условия и греховность системы управляет ими. Не важно, что под новыми лозунгами. Справляться с этой бедой – я вижу, что как Иисус, нужно искать ту власть, которая во мне, которую Бог уже дал мне, власть прощать, власть понимать, где добро, где зло. А не власть, к которой надо пробиться и которую надо ухватить. Ну и власть идти на крест, как Иисус пошел. Как-то так, в общем. Аминь.
Священник Сергей Николенко