17 марта 2024, воскресенье — Неделя Великого поста 5
Март 17, 2024
Ис 58:1–11; Мк 10, 32-45
То, что у Исаии прочли – что такое пост. Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, угнетенных отпусти на свободу, расторгни всякое ярмо. Здесь ключевое слово – это свобода. Ярмо может быть в разных формах, как мы знаем, не обязательно в буквальной форме, когда рабу надевали колодку на шею. Мы привыкли говорить в терминах созависимости, о том, что нас заставляет закрепощать других людей. Не чувствуя и не понимая, что этим самым закрепощаем сами себя. Бог действует, когда мы пытаемся в жизни своей действие Бога различить – и первое то, что Он действует как освободитель. Бывает парадоксально, что освобождение приходит через внешнюю несвободу, как у зависимого. Уже и употребление ему не в радость, и здоровья нет, а отказаться никак не может. Внешняя свобода уменьшается, кажется, что и внутренняя тоже уменьшается, но на самом деле идет процесс подготовки к освобождению. Вопрос в том, воспользуется этим человек или нет. В кризисе это всегда так. Сейчас я повторяю то, что уже двести раз говорили. Я только привлекаю внимание к тому, что это действие Бога.
На прошлой группе мы говорили о детстве, говорили эмоционально важные вещи, о хорошем, о плохом, но я совершенно не удовлетворен и остаюсь совершенно не удовлетворен этими рассказами, потому что просил-то я различить там действие Бога, но это не прозвучало, и у меня создалось впечатление, что и навыка такого нет. Это мне удивительно, потому что все время мы говорим про Бога, про человека, как Бог действует, как дьявол действует на человека, но, оказывается, нет способности это различить в повседневности. В общем, я мог бы сказать, что это все характерно для книжной религиозности, про которую в книжках читают, переживают там все. В Церковь приходят, на литургии тоже это все переживают, но нет видения как это в жизни Бог освящает, как Бог наказывает, как благодать дает. Так что то, что мы этим занимаемся в пост, этими воспоминаниями, это и есть великопостные духовные упражнения. Не какие-то там патентованные реколлекции, которые проводятся для кучки случайных людей, которые и друг про друга ничего не знают, и про себя ничего не знают. У нас есть возможность использовать то, что Бог нам дал – общность нашу, благодать, которую Бог нам дал, надо использовать, чтобы не впустую…
Это происходит через откровенные рассказы, через слушание. Благодать, действие Бога. И действие дьявола с другой стороны, который нашептывает, что рассказывать откровенно опасно, тебя не поймут, я особый такой, у меня особая история, им не понять меня, они либо втихомолку смеяться надо мной будут, либо постараются отстраниться от меня, увидев, что я такой плохой или плохая – это все нашептывает дьявол. Тот же самый дьявол, который в притче о фарисее и мытаре побуждал фарисея радоваться тому, что он-то не такой, как другие люди, отличен от них. То есть, дьявол побуждал фарисея радоваться своей изоляции. Бог создал людей для солидарности, а тут радость изоляции…
Сегодняшнее Евангелие Марк пишет без такой иронии, как Иоанн, более сухо, пишет рассказ о братьях, которые попросили сесть как положено – в царстве топ-менеджеры, высшие вельможи сидят с левой и с правой стороны царя. В других синоптиках, у Луки или у Матфея, эта ситуация смягчена, потому что подходят не сами братья, а подходит их мать. С матери чего взять – глупая женщина, эгоистичная, не понимает, чего просит. Здесь пожестче. Евангелие от Марка вообще очень жесткое. Что перед этим было? Иисус им говорил после драматической истории с богатым юношей, Иисус им сказал, что человек вообще не может спастись, Бог может спасти, а человек сам не может. Они в ужасе и в страхе, как мы читаем, плелись за Иисусом в Иерусалим, и Он им говорит опять, вот, «мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет». Про воскреснет они еще совсем не понимают. Но про обычную казнь, сопровождаемую пыткой, про публичную казнь, это они хорошо знают.
И тут же Марк пишет, что подходят к Нему Иаков и Иоанн, и говорят Ему – дай нам сесть у Тебя одному по левую сторону, другому по правую, в славе Твоей, когда царем будешь. Можно просто предполагать, как эта сцена построена, что Иисус оказывается в полном замешательстве. Он понимает, что Он им показывал, учил, говорил, и все мимо. И начинает думать, что же Он упустил, какой важнейший момент, может быть. Говорит, что вот у вас стереотипное представление о власти. У вас сложился такой дурной стереотип, из-за которого вы про Меня ничего не можете понять. Привыкли, что князья народов господствуют над ними, вельможи властвуют, а между вами-то прямо наоборот должно быть. Для вас власть имеет тот, кто служит. И вот уже после этого Он говорит им, что Я, Сын Человеческий, пришел не для того, чтобы Мне служили, а чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих. Это Он говорит о том, что будет предан первосвященникам и книжникам, что Его будут бить, и что Его работа слуги заключается в этом. Работа слуги. Аминь.
Священник Сергей Николенко