19 марта 2024, вторник — Св. Иосиф, Обручник Пресвятой Девы Марии
Март 19, 20242 Цар 7, 4-5а. 12-14 а. 16; Рим 4, 13. 16-18.22; Мф 1, 16. 18-21.24а
С Иосифом проблема такая, что он в Евангелиях фигура чисто инструментальная. Чтобы показать, что его сын является наследником дома Давида. Вот для чего там нужен Иосиф. Откровение Иосифу во сне, которое появляется только в Евангелии от Матфея, тоже условное, это аналог Благовещения в Евангелии от Луки, указание на воздействие Духа Святого при рождении ребенка. Потом он еще один раз появляется в Евангелии от Луки, где родители с 12-летним Иисусом идут в паломничество. История с бегством от Ирода, в Египет, потом возвращение в Вифлеем тоже очень условная история. Короче, для благочестия и всяких религиозных чувств и ассоциаций это всё очень хорошо, но строго говоря, есть основания усомниться в реальности самой фигуры Иосифа. Это если мы работаем только над анализом новозаветных текстов. Но есть еще устная традиция, а устная традиция это такая странная вещь, потому что она передается с изменениями, часто со значительными изменениями, она не дает никакой гарантии точности передач, но она живая. Еще такая, может быть, любопытная вещь, что мы много знаем о явлениях Богородицы благочестивым людям, о явлениях Христа, а о явлениях Иосифа я не слышал никогда.
Вопросов много, но для меня главный вопрос, это в какой мере Иисус нуждался в земном отце. По моим ощущениям без Иосифа дело никак не могло обойтись. Понятно, что у Иисуса было какое-то внутреннее ощущение небесного Отца, близости небесного Отца, но ощущения ощущениями, нужно их как-то вербализовать. Думаю, что через образ земного отца Иисусу удавалось вербализовать и в человеческом смысле понять Бога как Отца. Через Иосифа. Это у меня такая интуиция, которая подтверждается моим личным опытом. Мою маму воспитывал приемный отец, и для нее он был стопроцентный образ отца – и заботливый, и защитник. Хотя она знала и видела несколько раз (в детстве, конечно) родного отца до того, как семья распалась. Но приемный отец полностью заменял и, как я понимаю, позитивный образ мужчины у моей мамы был сформирован им. Понятно, что это всё идет дальше и влияет на собственную семью, на семью детей.
То, что Иосиф рано сходит с евангельской сцены, я думаю, насколько это хорошо могло бы быть для Иисуса, насколько плохо. Когда у Него наступил момент, когда для Его дальнейшего развития уже достаточно было отношений с небесным Отцом, когда земной отец уже передал всё, что мог. Это конечно, спорная мысль, но я не исключаю, что Иосиф мог оказаться тормозом для развития молодого Иисуса, тормозом из-за отцовской власти. Иисус стал главой семьи, и мать была при Нем, при родственниках. В этом отношении Иисус был свободен выбирать свой путь. Отпустил бы Иосиф Его в такую судьбу странствующего проповедника, непонятно. Думаю, что это была бы некая драматическая история, которая заслуживала того, чтобы отметить ее в Евангелиях. Но, повторяю, что это всё мои фантазии, моя интуиция, а информация, которая есть в Евангелиях, мало того что неполная, она противоречивая. Приходится полагаться на интуицию, которую, надеюсь, Святой Дух дает. Аминь.
Священник Сергей Николенко
Изображение: Бенжамен Констан, Святой Иосиф, кормилец Христа, 1878 (фрагмент)