Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

1 декабря 2024, вторник — Седмица 25-я по Пятидесятнице

Декабрь 3, 2024

1 Фес 4, 1-12; Лк 18, 15-17; 26-30

Рождественский пост в наших широтах довольно тяжелое время, когда начинается зима и темно, и у людей депрессия. Освятить это время ожиданием рождения Иисуса – хорошее дело. Попытаться понять Бога через Иисуса как Он в Евангелиях показан. Пророчества об Иисусе можно придумать в Ветхом Завете, они полезны для понимания. Но всё-таки тайну Бога это никак не открывает для нас. Приоткрывает, может быть, как в православии говорят «откровение» и «прикровение»…

В поздней греческой философии о Едином размышляли, что оно проявляется для нас тремя способами: в виде красоты, блага (добра, то есть) и истины. Эти направления рассматривались как наши возможные подходы к Единому. Их как раз и называли «ипостасями». Христианские отцы это ухватили – три лица Троицы. Число три для человека фундаментальное… А может быть, для мироздания. Но для греков изменчивость мира это отвратительная вещь, обманчивая, в индийской философии вообще есть богиня Майя, которая занимается тем, что человеку портит взор, оптику, разбивает восприятие единства реальности, заставляет его единое видеть мозаичным. Опять-таки в индуизме тоже эти три пути есть, любовь или добро (бхакти), знание (джняна), и служение истине (раджа).

Цель человека – прийти к Единому. Для греков Единое – идеал, потому что оно неизменно. Всё в мире меняется, и это так неприятно. Лишь Единое не должно меняться, и христианская философия и отчасти поздний иудаизм из этого взяли: суббота есть покой, и Бог — это покой, и вечность — это покой. С существом библейского взгляда на мир это не совпадает, потому что там Бог творит всё время, что-то новое внося в мир. Кажется, что вещи механически перетекают одна в другую, но на этом фоне происходит и творение того, чего не было.

Того, кто так активен в творении, трудно нам представить неподвижным, неизменным. Скорее, это максимум активности, полнота активности, которую мы себе представить не можем, потому что для нас активность это перекладывать вещи с места на место, или прыгать за бананом, достать его – возьми палку, чтобы сбить, но нет, мы заняты, мы прыгаем.

Перед ожиданием явления такого странноватого Младенца в мир, о Боге, конечно, помедитировать стоит, и соответственно о движении истории человеческой, о смысле нашей собственной судьбы.

Аминь.

Священник Сергей Николенко

 

 

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website