19 декабря 2024 — Четверг 3 недели Адвента
Декабрь 19, 2024
Суд 13, 2-7. 24-25; Лк 1, 5-25
Говорят про апофатический метод, что он принят в восточной Церкви, ну, как истинный путь к Богу. Пусть говорят, но в чем суть апофатического метода, чем он нам помочь может?
Если говорить без богословских заумностей, это такое обращение с жизненным опытом, чтобы уходили иллюзии. Избавление от иллюзий и является путем к Богу через отрицание. Через понимание того, что Бог не примитивно добрый, а что Он непростой, Он и созидает, Он и разрушает. Я помню, говорил с одной женщиной, она христианка со стажем, но у нее было твердое убеждение, что Бог созидает, а дьявол разрушает. А того, что без разрушения не может быть созидания, как-то в голове не укладывалось. Апофатический путь это и есть, когда укладываются в голове эти вещи, и человек меняется, по крайней мере, должен меняться в том отношении, что меньше мелких протестов на происходящее в жизни у него становится.
Уход в сторону на этом пути – это уход в тревожность. Тревожность, по большому счету, состоит в том, что вообще-то мы знаем, что Бог нас любит, но ожидаем, что в любой момент какая-то неприятность может приключиться, какая-то гадость, для преодоления которой потребуется сосредоточение всех сил, а их и так мало. Казалось бы, остается только шаг, чтобы позволить Богу всё это делать, и позволить себе затрачивать больше сил, чем я можем себе позволить. Как в Евангелии – кто желает душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою не просто так, не по своему хотению или небрежению, но ради Меня и Евангелия, тот обретет ее. Жизнь идет потихоньку в отказе от вещей, которые казались необходимыми и добрыми.
В православном монашестве последняя ступень – это великая схима, когда человек принял уже свою смерть и не ввязывается ни в какие проекты большие и маленькие, а живет как уже мертвый и только молится. Епископам, принявшим великую схиму, запрещается даже литургию служить, потому что это баловство. Баловство для человека, который вступил на этот путь. Парадокс, что монахам-схимникам в великой схиме удается в этом состоянии сделать больше, чем за период своей активной жизни.
Сочинения Луки про Рождество, про историю с Иоанном Крестителем, это продумано очень хорошо, литературно, но в общем, баловство тоже. Иисус – Тайна. Когда говорят «встреча с Христом» и этой встречей с Христом уже разве что ботинки не чистят, совсем затерли смысл… А более скучное название для этого есть – освобождение от жизненных иллюзий в доверии к Богу. Аминь.
Священник Сергей Николенко