Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

9 февраля 2025, воскресенье — Неделя о мытаре и фарисее

Февраль 9, 2025

2 Тим 3,10-15; Лк 18, 10-14

Когда Иисус здесь в Евангелии от Луки говорит последнюю фразу, что унижающий себя возвысится, здесь не имеется в виду, что человек ставит под сомнение или игнорирует свое достоинство. Просто размышление о своем месте в реальности приводит к тому, что я вижу, как я мал. Как бы я ни пыжился, я очень мал и дела мои малы, заботы мои тоже малы. В повседневности дела наши представляются нам огромными такими, важными, а приблизится смертный час и понятно будет, что это всё такая дребедень, гроша ломаного не стоящая. Все эти переживания по поводу того, кто как посмотрел на меня, кто что про меня сказал…

Еще, может быть, тысячу лет назад человек не был таким маленьким. Тогда в Европе крупные города были с населением порядка 50 тысяч. Считалось что это город, университет там мог быть и всё такое…

Сейчас другое дело. Был так называемый Римский клуб, собрание ученых, в середине и конце прошлого века, всё время был на слуху, потому что они давали прогноз человечеству. Последние их прогнозы в 80-х годах сводились к тому, что как бы ни шел промышленный прогресс, научные открытия, совершенствование общественных отношений, все равно это ничего не даст. Жизнь человечества будет становиться всё хуже по двум причинам. Во-первых, оно растет слишком быстро, производство продовольствия не успевает за этим ростом. А вторая вещь более принципиальная – еще быстрее растут потребности человека, того, что человек считает для себя необходимым иметь.

Знакомый итальянец, работавший в Москве, сейчас больше года провел в Сирии под Дамаском. Он приезжал и с восхищением рассказывал, что увидел там такое христианство, которого в Европе нет. Нам-то и так понятно, что это другое христианство. Христианство людей, у которых почти ничего нет, и которым ничего не нужно. Которые не живут по часам, ориентируются на восход и заход солнца. Им не нужна горячая вода, парфюм, поездка на курорт и прочее. Другая совсем жизнь. Только в одиночку ее не прожить, надо всем вместе.

У так называемых цивилизованных народов личные потребности разрастаются. Римский клуб просто прекратил свое существование, сейчас о нем никто не вспоминает.

На слуху, так называемая, «зеленая повестка». «Сохраним планету», мысль хорошая – жить в гармонии с планетой, но при таком росте населения не получится никакой гармонии. Что такое проблема перенаселения? Оборотная ее сторона в том, что существование отдельного человека теряет смысл. Есть некое меньшинство, которое умеет думать, творить, пользоваться высшими достижениями цивилизации. А есть большинство, которое, может и хотело бы уметь думать, но не научили. Творчество у него уходит на выживание. На выживание стадами, которые между собой враждуют. Нынешний «правый поворот» в мире – это расцвет коллективного эгоизма.

Перспектива Земли по большому счету непонятна. Хочется от этой пугающей неясности куда-то скрыться. Вот, прожил жизнь человек, умер и что дальше? Дальше вроде все эти земные дела неважны, существуешь в другом пространстве, в другом царстве, за грехи расплатился, и что-то там делаешь. Тоже непонятно что, но в свете, тепле и довольстве. Христиане многие думают, что так будет. А что там на Земле происходит, это дело тех, которые там еще живут. Мы помолимся о тех, кто на Земле кувыркается, в основном это их дело, крутиться.

Очень хорошо, а что, интересно в катехизисе написано про эмбрионы? Эти оплодотворенные яйцеклетки, которые не удержались на родовом месте, удаляются с выделениями, женщина их не замечает, а их довольно много по сравнению с теми, которым удалось удержаться, развиться и родиться. Катехизиса они уж точно не читали, не женились, не крестились, они люди или нет? Души их каковы? Как нам таким продвинутым христианам после смерти общаться с этими эмбрионами, и будем ли общаться, или они должны развиваться как-то, становиться как мы. Хорошо, а как быть с умершими неандертальцами, питекантропами, приматами? От них остается что? Остается что-то личностное, ядро существа, или всё распадается и растворяется в океане психической энергии, или другой энергии, которую непонятно, как назвать. Птицы, рыбы… С домашними животными более понятно, может быть, мы их очеловечиваем, и может быть, своей привязанностью, любовью как-то втаскиваем в наш посмертный мир, не даем им разрушиться. Может быть.

Если одноклеточный эмбрион и какой-нибудь академик академии наук после смерти имеют равное достоинство, кроме достоинства в чем они равны, что осталось от этого академика, что он может быть равным эмбриону? Что остается от всех знаний, которые мы приобрели здесь на Земле, премудрости, умения вылезать из неприятностей. Не знаю, что остается, может и ничего не остается. В катехизисе не пишут про это…

Спасение мира – иудеи считали, что Мессия придет и всё тип-топ, всё хорошо будет. Пришел, не стало хорошо… Пришлось это как горизонт коммунизма отодвигать и назвали его «второе пришествие», окончательное. А мы пока в первом, промежуточном. Время идет, сколько еще этих пришествий будет, сколько спасителей потребуется… Лично мне, я чувствую, одного мало. Иисус пришел, такой полуграмотный среди полуграмотных и совсем неграмотных, что-то Он сумел показать и рассказать из того, что знал сам, но подозреваю, что большую часть выразить Ему не удалось. Мне нужны другие, которые бы подсказали и рассказали, изменения какие-то более значительные внесли бы в мир. Перспективу более радужную этого мира показали бы. Нуждаюсь в новых спасителях.

Думаю, плохого в этом нет ничего. Иисус Христос от этого не оказывается менее важным, менее близким Богу. Это моя проблема. И подозреваю, что не только моя, но людей, которые думают, не просто катехизис читают и проповеди слушают. Людей, которые думают о будущем Земли по-настоящему. В общем, их мало, их всё меньше становится, относительно меньше. Идея развития и преображения мира, как мы говорим «слава Божия», это непопулярная идея. Люди думают, что как вчера всё было, так и завтра всё будет. Войны какие-то будут, передел собственности какой-то, изобретут чего-нибудь в технике, цифровизация, а в принципе всё как было, так и будет, и куда Земля идет, и цивилизация – не мое, мол, дело. Мол, мое дело зарабатывать деньги на еду, на развлечения, на отдых, семейные дела. Забот очень много и быт всё сложнее становится. Ну и выживать надо как-то. Войны — это не шутка.

Насколько всё это интересно Богу, вопрос тоже.

Аминь, братья и сестры.

Священник Сергей Николенко

 

 

 

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website