2 марта 2025, воскресенье — Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье
Март 2, 2025Сир 27, 4-7; 1 Кор 15, 54-58; Лк 6, 39-45
Первое Чтение о том, как человек думает и как, соответственно, говорит. Справедливое замечание, мы узнаем человека по тому, как он говорит. Это из книги Сираха, жанр Премудрости, то есть, афоризмов, над которыми можно было размышлять чуть ли не всю жизнь. От понимания глубины этих афоризмов, того, как по схеме этих афоризмов развиваются всякие события и вещи в мире, человек испытывал и продолжает испытывать наслаждение. От знания.
Иисус продолжает эту традицию. По тому, как Он говорит, по его притчам видно, что Он не сообщает какие-то тривиальные вещи, а говорит о некоторой тайне, хочет передать ее. Сегодняшние притчи говорят о подлинности человека, о покаянии, но если все притчи Иисуса собрать, то получается, как бы человек не пыжился, он всегда стоит перед тайной. И эту окончательную тайну мира называют Богом. Верующий догадывается, что эта тайна имеет в себе жизнь. Жизнь и любовь к человеку.
Мы говорили сегодня на группе, что у кого-то нет отношений с супругом или с супругой, наполненных бурным выражением приязни и телесными выражениями такими же бурными. А есть бережное отношение друг к другу. Когда эмоции периода влюбленности сходят, когда люди уже знают друг друга и видят много неприятного друг в друге, нечто заставляет их друг друга беречь. Не пользоваться друг другом, а беречь друг друга. Это и есть любовь в зрелом выражении. В древнеиндийском сборнике афоризмов премудрости Дхаммапада есть высказывание, что в старости бедро жены уже не возбуждает мужа, но зато, когда она порежет бедро, он ощущает эту боль как свою.
Возвращаюсь, к слову, к тому, что отношения, конечно, строятся через поступки, но слова объясняют эти поступки и наоборот, поступки объясняют, что скрыто в словах. Сейчас мы празднуем прощеное воскресенье, думаю, что на 80% прощения мы должны просить за слова, которые говорили иногда в запальчивости, а иногда просто это было выражение вполне холодного обдуманного эгоизма. Иногда даже выражение осознанной ненависти к другому, которую, может быть, маскировали словами. Иногда желание просто отделаться от другого человека, чтобы не досаждал. То, что под влиянием сиюминутных эмоций сказано в гневе, не так важно. А вещи, которые говорятся из устойчивой греховной позиции, тем более, осознанной греховной позиции, направленные на то, чтобы другого человека уничтожить не в гневе, а постепенно, капля за каплей, сживать его со света, это то, в чем по-настоящему надо просить прощения. Не всегда удается у человека прощения попросить, многие из тех, кого мы обидели уже просто не живут на этом свете… В молитве просить прощения – то, что остается. Полагается загладить вред, причиненный ближнему, это легко сказать. Мы тут люди, которые прожили уже достаточно длинную жизнь, и мы знаем, что жизнь устроена так, что она сводит и разводит, и разбрасывает людей. Вред уже так просто не возместишь. Но способ возмещения, который остается в этом случае, это чтобы очередной человек не стал жертвой того же самого моего греха. Вот, я думаю, примерно таких вещей Бог от нас желает и предоставляет для размышления над этим, для работы над этим специальное время – Пост.
Аминь.
Священник Сергей Николенко
Изображение: Хуан де Фландес, Искушение Христа, ок. 1500
