9 марта 2025, воскресенье — Неделя 1-я Великого поста
Март 9, 2025Быт 6, 5-7, 9; 7, 1-6; 8, 1-5; 9, 1-7; Ин 1, 43-51
Литургия Слова сегодня насыщенная смыслами всякими, даже жаль, потому что я хочу поговорить про 8 марта. Во время первой части литургии, когда попробовали жанр покаянного духовного пения, я прямо ощутил, что у меня расслабляется всё внутри. 8 марта – это еще в советское время я помню – суеты, конечно, много с цветами, с ерундой всякой, но такой добрый день, когда женщинам что-то хорошее старались сделать. Как тогда острили, единственный день в году, когда с ними по-хорошему старались обращаться.
Появился этот праздник в другом совсем контексте, считается, что Клара Цеткин пробила этот праздник как европейский и международный день солидарности трудящихся женщин в борьбе за свои права. А Клара Цеткин была женщина незаурядная, с детства была начитанная и хорошо очень играла в покер. Когда она вышла замуж, семья жила бедно, муж был болен, почти ничего не зарабатывал, и она подрабатывала тем, что играла. Тогда в Германии в игорные дома женщин не пускали, поэтому, говорят, что она одевалась в мужскую одежду, наклеивала усы, бороду, то есть, дама была предприимчивая и без особых условностей. Благодаря интеллекту она пробилась в социалистической партии, потом к коммунистам перешла. 8 марта больше, чем сто лет назад, она со своей подругой и соратницей Розой Люксембург вывела на улицу работниц, по-моему, текстильщиц, и там еще были дамы с пониженной социальной ответственностью, потому что Клара Цеткин боролась, чтобы у них был профсоюз, и соответственно социальное обеспечение какое-то, нормированный рабочий день. Сейчас это всё странновато, конечно, но тогда это была борьба за права женщин. Борьба жестокая и кровавая. Этот дух агрессивный и воинственный, у Клары Цеткин был. Она в еще юности грозилась убить своего работодателя, который ее обжулил. Такой был дух. Он со временем выветривался, потому что человеческая природа в праздник хочет мира, в праздник хочется человеку вернуться к себе. Понятно, что радость бывает разная, бывает бесовская радость, испорченная, отвратительная, но природа всё-таки к чистой радости стремится. Постепенно этот день стал таким.
Католическая Церковь всегда старалась обходить этот день стороной, игнорировать, в католической Церкви это день святого Иоанна, даже не помню, какого. Понятно, потому что дух этого праздника изначально был совершенно не Божий. Казалось бы, борьба за справедливость, за права женщин, но это то, что в большевизме есть, что один человек это ничто вообще, ценность представляет человеческая масса, человеческий класс. Есть такая сила в мире, неумолимая, которая превыше всего, эта сила – исторический процесс. Исторический процесс требует жертв. Его нельзя повернуть назад, невозможно с ним ничего сделать, он требует жертв. Отдельный человек на пути исторического процесса встать абсолютно неспособен. А исторический процесс ведет к общему счастью. Парадокс, что путь к общему счастью, с неизбежностью устлан трупами жертв, которые не хотят быть жертвами. А сознательный коммунист, ленинец, это тот, кто сам готов быть жертвой ради исторического процесса, с радостью готов, потому что понимает, что это нужно. Готов принести в жертву любого другого, сколько угодно людей, которые пытаются историческому процессу противиться. И конечно у бедной католической Церкви волосы на голове от этого вставали. Это всё было до тех пор, пока не возник нацизм немецкий, такой религиозный в основе, неоязыческий. То есть, пока католическая Церковь не обнаружила, что есть вещи еще и похуже коммунизма…
Папа Иоанн Павел II в этот день 8 марта поздравлял женщин и медитации такие закатывал, что в этот день действительно мы празднуем освобождение, но освобождение духовной природы женщины, когда ее эмоциональность раскрывается и служит спасением мира. Папа Франциск по-своему тоже что-то такое говорил в этот день. Я, в связи с этим вспоминал, что плоды борьбы за права женщин парадоксальные такие, уже у Пия XII в 40-50-е годы была подруга, которая жила в Ватикане, официально, и они общались, инсайты какие-то духовные он от нее получал. Правда, после его смерти ее тут же прогнали из Ватикана, но это была как бы первая ласточка. Что священнику и священнику высокого ранга можно не стесняться близкого общения с женщиной. У Папы Иоанна Павла II тоже была подруга похожая, и после его смерти обнаружилась переписка, очень эмоциональная, действительно интимная в хорошем смысле. Все равно для католической Церкви это было пугающим фактором, ее не обнародовали.
Полнота человека и спасение, соответственно, идет через полноту раскрытия мужского начала и женского начала в их гармонии. Богу это интересно.
Аминь.
Священник Сергей Николенко
Изображение: Клара Цеткин и Роза Люксембург, Магдебург 1910
