Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 28 декабря 2014 — Неделя 29-я по Пятидесятнице

Январь 5, 2015

The+New+Normal

Кол 3, 4-11; Лк 14, 16-24

Как я уже сказал, Иисус был приглашен в гости, одним из фарисейских начальников. Собралась, по-видимому, компания местных фарисеев – местная интеллигенция, интеллектуалы, носители духа. Ожидали, что получится интеллектуальный пир, беседа, в которой можно будет наслаждаться ходами мысли, тонкими аргументами. Правда, на Востоке это имело специфический вид: вид обмена притчами и толкованиями этих притч. Иисус им так и говорил притчами, всю дорогу, – по крайней мере, Лука это так видел. Ну и, по-видимому, не порадовал их. Особого наслаждения не получилось, потому что Иисус критиковал фундаментально важные для этого окружения вещи. То есть то, что все идет нормально, мы стараемся жить по заповедям, религиозный уклад в Израиле получается, так что всё мало-помалу движется к исполнению обещаний Ягве. К исполнению эсхатологических обещаний – для фарисеев эсхатология была важной составляющей их религиозного оптимизма.

Иисус, как обычно, это всё говорит без сантиментов, без того, чтобы сгладить острые углы Он говорит о том, что званые не годятся для брачного пира. Для пира, который будет в Царстве Божием. Вот Он приводит эти аргументы, которые люди используют для того, чтобы не пойти на пир. Не один раз мы говорили о том, что это аргументы для иудеев законные – чтобы отказываться от каких-то общественных дел, от участия в войнах, свадьбах и прочее. Эти аргументы Иисус как раз тут и повторяет. И действительно, сильные такие аргументы – с женитьбой ratum есть, а consummatum нет, – нельзя, а то брак будет недействительным. Иисус говорит о том, что это не годится. Всё это иудейское каноническое право перед требованиями Бога пасует. Требования Бога выше. Требования Бога – это отдать себя. До этого требования люди поднимаются по-разному: простые люди, ориентированные на дела, поднимаются до этого через действия, связанные с самоотречением ради другого. Интеллектуальные по-другому.

Вот этот старый священник Виктор Данилов – он написал как бы такое прощание с знакомыми по Фейсбуку, что по возрасту не может уже туда писать. И написал очень ёмкую фразу, которую трудно понять, потому что всё очень плотно: смысл ее в том, что мое самопознание – это такой процесс, когда Бог во мне встречается с моим пониманием Бога и как бы узнает Сам Себя. Это я не философскими терминами говорю, не точно полностью это воспроизвожу, но смысл очень высокий: это опыт того, что во мне проистекает жизнь Бога. Бога как духовного существа. На уровне не высказываний, а на таинственном уровне. И этот опыт – это тоже опыт самоотречения. Потому что если в этом опыте чуть преувеличишь роль «я», то всё, он разваливается и превращается в фарисейство, – как такое фарисейство, которое Иисус критикует у Луки.

Несколько раз уже я встречаюсь с такими случаями, ну и в случае N ничего необычного нет. Человек как бы стремится к Богу, стремится делать для Бога, и полагает, что это он может сделать через некий карьерный рост, через карьеру в Церкви или карьеру в какой-нибудь другой среде, – в университетской, какой-то еще. Он старается изо всех сил, и вот уже ухватывает, а тут события складываются таким образом, что всё разваливается. И человек оказывается у разбитого корыта. Очень важно уметь извлечь из этого правильный урок, не уходить в обиду, в то, что вокруг завистники и недоброжелатели, и жизнь такая тяжелая, а извлечь урок в том плане, в котором я говорил. Приобрести ту степень самоотвержения, которая нужна для совершенства перед лицом Бога, – чтобы прийти на этот ужин, на брачный пир Агнца, или неважно как его назвать, на этот пир вечности, на трапезу вечности, и оказаться там к месту, в правильной одежде. И продираться к этому через амбиции, через потрепанную психику, хоть и трудновато, конечно, без обвинений других. Предадим себя в руки Божии. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2014

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website