Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 12.04.08 — Воскресенье пятое поста

Апрель 13, 2008

Евр 9,11-14; Мк 10,32-45

Постепенно входим мы в тему пасхальной тайны Иисуса Христа. В предыдущее воскресенье первое чтение было об Иисусе как о священнике, который приносит жертву. Здесь, в Евангелии от Марка, тема жертвы конкретизируется — не в онтологическом плане, а, хочется сказать, в динамическом плане.

Предсказание Иисуса вызывает у учеников очень сильную реакцию — неприятие вплоть до отрицания: отказываемся понимать, что Ты говоришь, пропускаем эти слова мимо ушей, потому что они не вписываются.

Вот элемент динамичности: чтение говорит о том, что пасхальная тайна — это крещение, то, что происходит с Иисусом и с в верными в таинстве крещения. И эта тема соединяется со служением. Крещение в онтологическом смысле есть то, что вводит в общение с Богом, а функционально — то, что дает возможность служить Богу и людям, как это делал Иисус и на том уровне, как это у Иисуса получается.

Служение — функция, вписанная в природу человека и искаженная грехом. Из-за греха служение другому человеку превращается в созависимость, идолопоклонство или, наоборот, отторжение и игнорирование его как личности. Пасхальная тайна восстанавливает природное назначение человека — служить.

И тут самое время на полях сделать замечание о нашей специфике, о том приеме служения, который особенно активно используется в среде созависимых: сознавая свою слабость и вовлекаемость в эмоциональную зависимость от других, которая разрушающе действует на нас как на личности, мы применяем способ отделения в любви. Отделение эмоциональное, а если нужно, то и физическое — если пребывание рядом с зависимым человеком ломает нас, не дает нам развиваться как личностям.

Это действие направлено против нашей физической природы, против нашей способности к сочувствию, но оно согласуется с разумной ее стороной: мы понимаем, что ради спасения себя, других, спасения в целом надо пожертвовать вхождением в эмоциональный контакт. Это соответствует принципу: если твоя рука или нога соблазняет тебя, отсеки ее и брось от тебя; лучше увечным войти в Царство Божие, чем быть в аду.

Мы видим, что Иисус, несмотря на Свои замечательные личностные качества, тоже вынужден прибегать к отделению в любви. У Него это несколько иначе получается, и Иоанн это неоднократно описывает. Люди рвутся к Иисусу в надежде, восторге, ликовании, но Иисус не доверяет им, не вверяет Себя им, так как знает, что в человеке.

Повторяю, отделение с любовью — прием. Всю жизнь на этом не построишь. Иисус говорит: радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Но не всегда это идет во славу Божию. Здесь мы видим классическую ситуацию: Иисус выбрал учеников, им быть вместе по судьбе. Но они негодуют на Иисуса, просят от Него немыслимой вещи: в Его политическом царстве стать по правую и по левую сторону от Него, главными чиновниками. Совсем не понимают, в чем дело. Иисус любит их, но не может пойти на поводу у Своих эмоций, не может гневаться на непонимание. Он может только отделиться и попытаться им как неразумным детям объяснить суть власти в Царстве Божием. Он отделяется не потому, что они неразумны, как дети, а потому что они грешники, дьявол в них говорит.

© о. Сергей Николенко 2008

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website