12 февраля 2017 – Неделя о блудном сыне
Март 31, 2017Текста мы сегодня начитали уже на 10 диссертаций. Общая схема получается такая. Притча о блудном сыне – как бы развитие притчи о мытаре и фарисее. Развитие позиции мытаря и, в некотором смысле, ответ мытарю – что делать дальше. Аналог фарисея – это старший сын. Это как бы некоторая безвыходность. Потому что вроде бы он и с отцом живет, а одновременно отчужден от отца. Те душевные движения, которые есть у отца – не просто какие-то спонтанные, а проистекающие от особенной позиции отца – старший сын не принимает и не разделяет. А внешне живет с отцом, делает всё, что отец скажет – благополучный. А мытарь или младший сын получает ответ на свой кризис и на свой жизненный крах – это быть с отцом вместе. Никогда больше от него не уходить. Мы видим, что младший сын понимает про движение прощения отца, что оно не пропорционально, не заслуженно. Но он выстрадал достаточно, чтобы принять. У старшего сына такого опыта нет. Отныне младший сын знает, что такое прощение.
Вы знаете, что притча о блудном сыне – это рассказ о грехопадении и спасении. Но предназначенный не для людей, воспитанных в иудейской традиции, а для язычников, которые книги Бытия не читали, и она у них не отложилась в детстве. Ответ на вопрос, откуда берется зло. Мы не видим ясного ответа в этой притче. Мы видим, что младший сын по справедливости просит у отца то, что ему причитается. Одновременно мы вместе с отцом понимаем, что ответственности и зрелости, чтобы достойно нести эту часть наследства и достойно с ней обращаться, у парня нет. Вилка между тем, что человек от себя ожидает в результате приобретения этого внешнего богатства, и тем, что об этом человеке знает Бог.
В истории о грехопадении из книги Бытия эта вилка показана по-другому. Аналог наследства – это дерево знаний, дерево добра и зла. Человек в результате получает кругозор, которого он вынести не в состоянии по своей природе. Не дорос до этого. Я только хочу обратить внимание на образ змея. Чтобы как-то осознали этот образ источника зла. Источника зла, которого в человеке изначально нет. Маленькие змеи такие верткие, в покое не бывают. А сравнительно большая змея, когда она на тебя смотрит и, как говорят, гипнотизирует, фиксирует взглядом. В этом взгляде есть власть парализовать человека. Парализовать его волю. Этот взгляд холодный, бесчеловечный. Ничего близкого человеку в нем нет. Но он парализует и в этом состоянии может ужалить человека. Метафизически может впаривать любую ложь. Слова столь же смертельно опасные, как яд. Тайна происхождения зла в книге Бытия не открывается. Но мы видим, насколько это зло противно подлинной природе человека.
Загадкой является слабость человека. Слабость младшего сына, который так легко и упрощенно представляет себе жизнь, в которую ему предстоит окунуться. Легковерие человеку свойственно. Библия называет это не легковерием, а безумием. Клинические формы безумия, как правило, содержат этот элемент как фундаментальный, на который уже накладываются всякие конституциональные слабости человеческой психики. Из порочной жизни, как и из психических заболеваний всегда есть выход через покаяние. Человеку для этого не нужно каких-то гигантских действий. Ему нужно нахлебаться вдоволь и сказать: «Отче, я недостоин называться Твоим сыном». Вернуться к Богу. Возвращение – это понимание того, что на самом деле у меня всё есть, Бог дал мне всё для хорошей жизни. И это, к сожалению, не дается никак. Сколько людей знают, сколько людей прошло через нашу общину, которые так и не сумели удержаться в этом покаянии, несмотря на страдания, несмотря на пережитое. Хоть у нас и не дом Отца, но надеюсь, хотя бы ступенька на крыльце. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2017
Изображение: Жан-Луи Форен, Возвращение блудного сына, 1909