Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

2 мая 2017 – Св. Афанасий, епископ и учитель Церкви

Август 3, 2017

Деян 7, 51-59; Ин 6, 30-35

Во вчерашнем Евангелии от Иоанна мы читали, что вера в Иисуса – это настоящее дело человека, единственно возможное дело для спасения. Сейчас мы читаем, что Иисус говорит: «Я хлеб жизни». Необходимость в энергии, которую приходится все время восполнять. Нельзя это грубо сводить к акту причастия. Человек может питаться Иисусом как хлебом все время, встречая Его в Слове Божьем, литургии, молитве, находя в других людях. На литургии в Евхаристии наступает кульминация, которая может быть, а может и не быть.

Я хочу сказать пару слов про святого Афанасия. Это третий век, время, когда христианство постепенно становится государственной религией, в империи выходит из подполья. Уже есть целые христианские епархии, хотя и небольшие по численности. Между ними нет большого единодушия. Есть какие-то авторитетные школы, которые не во всем согласны между собой. Есть дискуссии по поводу Святого Духа и происхождения Иисуса. Насколько личность Иисуса в основании своем близка к Богу? Насколько Святой Дух отличается от Бога или является продолжением личности Бога? И так далее. Сейчас у нас есть богатые теории личности, есть много слов для описания таких тонких вещей, тогда этого не было. Главная полемика с арианами тогда была в терминах сущности. У Святого Духа сущность Бога или нет? У Иисуса Христа сущность Бога или не Бога? Для них это было очень важно. Популярная линия, которую представляли ариане, настаивала на том, что Иисус Христос – это просто очень выдающийся человек, которого Бог одарил своей благодатью больше, чем других людей. Но ни в каком смысле нельзя говорить, что Иисус есть Бог. Эта линия очень многих устраивала, потому что она укладывалась в иудейский монотеизм. Есть Бог, есть один Бог – остальное всё не Бог. (Здесь я замечу, что довольно многих европейцев такой ясностью привлекает ислам.)

Это всё теологические разногласия. Афанасий, епископ александрийский, стоял на евангельской позиции. Такой позиции, которая изложена в Евангелии от Иоанна, когда Иисус говорит: кто видел меня, тот видел Отца. Но я хочу обратить внимание на то, в каких условиях проводится эта полемика. Из-за разногласий провинции отваливались, и императору нужны были, как сейчас принято говорить, «скрепы». Христианство, как такая модная и абсолютно лояльная к власти религия, очень подходило. Император, конечно, совершенно не мог принять положение, когда отдельные христианские ветви разных традиций, в разных диоцезах враждовали между собой. У императора методы воздействия простые – неугодных епископов и священников или отправляли в ссылку, или просто казнили. Надо сказать, что Афанасий в ссылке был пять раз. Упорство ему дорого далось, и был момент, когда во всей тогдашней Церкви он был единственный епископ, который говорил, что Троица имеет единую сущность.

В этой полемике формировался Символ веры. Про Символ веры нельзя сказать, что он неправильный, но он, конечно, не идеальный. Можно было найти формулировки более подходящие для передачи тайны непознаваемого Бога. Что этому мешало? Вот этот дух полемики, спор. Точнее, ожесточение, с каким они спорили. Как устроен спор? Есть два человека или две стороны, которые ощущают несогласие своих позиций, но это несогласие еще не сформулировано как следует. Они его просто ощущают. В этой полемике ищутся аргументы, и если между сторонами есть взаимное принятие, стремление к пониманию, тогда они ищут такие формулировки, которые обогащают понимание, которое есть у другой стороны. А когда есть взаимная агрессия, стороны настроены на то, чтобы разработать формулировку, которая не просто противоречит мнению противника, но просто его уничтожает. Уничтожает противника как личность. Я сейчас говорю применительно к спорам, в которых участвовал Афанасий. Но имейте в виду, что это вещь универсальная. Она касается всех наших разногласий. Есть такие принципиальные ситуации, когда из оппонента на самом деле нужно изгонять дьявола перед тем, как начинать с ним разговаривать. Но это бывает не так часто. Чаще, когда затеваются споры между своими – в церковной общине, в семье, в монастыре – бывает просто какое-то недопонимание, которое всегда можно снять. Но страсти, эгоизм, гордость накручиваются, и всё оканчивается разрушением общения, общины, семьи. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2017

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website