28 мая 2017 – Неделя 7-я по Пасхе
Август 3, 2017Деян 20, 16-18. 28-36; Ин 17, 1-13
В Деяниях Апостолов мы читали прощальную речь Павла перед тем, как он попадет в Рим на суд к императору. Цель важнейшая для Павла – свидетельствовать перед императором, перед центром мира. А с другой стороны, это чрезвычайно опасно, результат непредсказуем. Он прощается с общиной в Эфесе, которой отдал три года своей жизни, работая с общиной, с каждым из этих людей по одиночке. Тут он пишет: «три года день и ночь я непрестанно со слезами учил каждого из вас». Не просто учил «сделай то-то», а входил в жизнь, в судьбу каждого из этих людей до слез.
В чем заключается проповедь? В том, чтобы работать с людьми, которые потом смогут стать общиной, где есть Дух Святой. Три года подготовки, о которых Павел говорит. Понятно, что не у всех из двенадцати и из большего количества апостолов и учеников были данные для этого. Быть людьми, на которых отпечаталась личность Иисуса Христа – это все они смогли. Но создавать Церковь…, по-видимому, каждый по-своему это делал, с разной успешностью. Больше всего мы знаем о Петре, Иоанне, Иакове. О тройке апостолов, у которых действительно получалось быть лидерами общины. И о Павле. Он говорит: «я знаю, что когда я уйду, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада. Из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, чтобы увлечь учеников за собой». Всё это говорится о внешних лидерах и членах общины, выбивающихся в лидеры, которым нужна власть. Они не будут со слезами учить каждого, а добиваются авторитета, добиваются собственной власти. Возможности наслаждаться тем, что люди тебя слушают и делают то, что ты говоришь. Тут слез нет.
Если мы перескочим на сегодняшнее Евангелие, последний разговор Иисуса с учениками перед Страстями, то увидим, что тут та же интонация. Он говорит: «Отче, соблюди их во имя Твое, чтобы они были едины, как Мы. Когда Я был с ними в мире, Я берег их во имя Твое. Тех, которых Ты дал мне, Я сохранил, кроме одного». Единство общины – это то, что дает Святой Дух, дает не так, как власть лидера или авторитет лидера. В настоящей общине люди между собой разбирают функции, у кого-то эти функции фиксированы, кто-то ими меняется. Лидерство не фиксированная функция, то есть, в нормальной общине лидерство перехватывают люди на подхвате друг у друга. Потом так сложилось, что в невежественных приходах священник оказался и свидетелем о Христе, раздающим благодать, и учителем нравственности, и просто организатором прихода, массовиком-затейником. Все эти функции легли на священника, на настоятеля прихода. Это оправдано может быть только ситуацией, когда члены общины еще не научились ничему, не приобрели сами способность к различению Святого Духа, не обрели общинную крепость. В другом случае священнику достается нормальное место, такое, может быть, символическое место человека, который осуществляет главные символы воспроизведения общины, осуществляет Евхаристию и покаяние, другие Таинства.
Тут мы приходим к еще одной важной теме, к теме обряда. Обряд со временем сформировался в ортодоксальных церквах как фиксированный, и многим это казалось невыносимо. Казалось, что в этом есть какая-то мертвечина. Многие линии в протестантизме во время Евхаристии говорят «от души», спонтанно, как им кажется. Но это тоже не выход из положения, потому что вдохновение по заказу не бывает. По заказу бывает только схождение огня на Пасху. Вдохновение дает Бог. Поэтому каждая встреча общины, празднующей Евхаристию, уникальна. Может быть так, что Дух не дает никому из участников сил для какого-то спонтанного выражения радости или любви к Богу и другим. Тогда обряд сам вытягивает эти слова, которые читаются по бумажке. Они не дают развалиться происходящему, дают видимую опору. В нашей власти и в нашей ответственности сохранять обряд таким, чтобы он был жив. Те части, которые совершенно непонятны сейчас, для чего они, должны отваливаться и не мешать нам соединяться с Богом. Но это требует от каждого участника большой внутренней цельности, большого единства с самим собой. Не придумывать себя и не накручивать какие-то придуманные слова, жесты и проявления чувств, быть тем, кто на самом деле общается с Богом, подлинным «я». Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2017