Проповедь 11.10.08
Октябрь 14, 20082 Кор 6,16 — 7,1; Лк 6,31-36
Трудно мне воспринимать человека, который не владеет или не совсем владеет рассудком, как человека. Нет надежды установить согласие, контакт, установить диалог во взаимном понимании новых вещей про мир. То же с человеком, у которого действует защита — отрицание. Человек про себя не видит очевидные вещи, и это блокирует его движение к Богу. Непонятно, как вообще с этим человеком говорить, вести дела, дальше жить.
Тут приходится вспомнить, что человеку могут быть вменены только те грехи, которые он способен осознать. Соответственно, психологическая защита, особенно такая кардинальная, как отрицание, может рассматриваться как грех, только если человек осознал её как защиту, но ничего не делает, чтобы ей сопротивляться. Любая защита — блок между реальностью и восприятием реальности как она есть.
Если человек понимает, что это препятствие есть, и не предпринимает усилий, чтобы его устранить, значит, человек не хочет воспринимать реальность такой, какой Бог её предлагает. В журналистике и антропологии это называется правом человека на правдивую информацию. Это право для человека тяжёлое, когда оно превращается в обязательство.
Катехуменат как процесс постепенного христианского воспитания, удаления препятствий, которые на пути веры стоят, напоминает процесс постепенного освобождения от психологических защит, потому что защиты чаще всего действуют не изолированно, а изменяют мировоззрение человека. То, как он воспринимает мир, связано с тем, как он объясняет мир. Христос и люди, которых мы называем праведными и святыми, сильно продвинулись вперёд через покаяние, через размышление. Парадоксальным образом им трудно увидеть свою искреннюю незаинтересованность в ближнем — очень хорошо они себя исследовали. Тем не менее, глубокое проникновение в свои мотивы, если кроме этого ничего нет — путь к шизофрении. На духовном пути Бог даёт знаки, показывающие, что мы не безумны, что наша искренность идёт от чистого сердца, в котором присутствует Бог. Эти моменты откровений дают силу жить в правде. Получается диалектика: чтобы этот дар Бога получить, я должен не бояться сойти в пропасть честного исследования себя и других. Страшно исследовать себя, страшно и других, на которых я стараюсь опираться в жизни, потому что остаться без опоры тоже страшно. Когда такое исследование производится, Бог даёт дары подлинного познания того, что есть во мне и в другом человеке.
«Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность?»