22 февраля 2018 – Кафедра апостола Петра
Май 8, 2018Кафедра апостола Петра – это такой артефакт, объект. В соборе Святого Петра наверху есть голубь, витражное окошечко, в знаменитом высоком алтаре, который построил Бернини. А под ним есть кресло, которое парит в воздухе, – такое бронзовое, огромное кресло, которое поддерживают четыре учителя Церкви. В это бронзовое кресло встроено маленькое деревянное креслице, на котором по преданию сидел апостол Петр. Это и есть кафедра апостола Петра.
Интересно, что собор святого Петра продолжает оставаться кафедральным собором Петра, это не кафедральный собор Рима. А кафедральный собор Рима – это собор святого Иоанна на Латеране: кафедральный собор Папы, главный собор Рима. А собор святого Петра так и остается той кафедрой, где сам Петр сидит на этом престоле. Поэтому физически на него невозможно сесть никому. Он очень высоко.
Сейчас деревянное креслице скрыто в этой скульптуре. Его доставали в последний раз, по-моему, в конце 60-х – в начале 70-х годов. Тщательно исследовали, фотографировали. Уже по фотографии видно, что оно не может иметь никакого отношения к тому времени, когда жил Петр. У него такой около-готический, уже более поздний вид. Радиоуглеродный анализ подтверждает, что древнее VI века там ничего нет. Может быть, есть какой-то фрагментик. Если раньше настаивали, что это то самое креслице, то папа Бенедикт уже ни на чем не настаивал. Уже было понятно, что это носит символический характер.
Но, по меньшей мере, к IV веку восходят эти праздники. Раньше было два праздника: кафедра Петра в Риме и кафедра Петра в Антиохии. Павел вспоминает, что, когда Петр пришел в Антиохию, он стал там епископом. Они там встретились, а уже потом Петр перебрался в Рим.
Интересно, что если у апостола Павла главный праздник – обращение, то есть специфический духовный человеческий акт, то у Петра этот стул является олицетворением. Потому что это символ власти. Сейчас лектор стоит, а все сидят. Раньше было наоборот – учитель сидел, а все остальные стояли. Учитель был как царь, вокруг которого все стоят.
Есть несколько, как представляется, моделей Церкви. Популярное деление, что есть Церковь апостола Петра, Церковь апостола Павла и Церковь апостола Иоанна. Как бы три разные модели Церкви, которые всегда присутствуют одновременно. Есть миссионерская Церковь Павла, которая направлена к краям мира, есть мистически-углубленная Церковь апостола Иоанна. Есть Церковь, в каком-то смысле административная, Церковь Петра.
Отрывок, который мы прочитали, не богословский, а очень пастырский. Он обращается к священникам, епископам и говорит: денег лишних не берите с народа Божия, властью не злоупотребляйте. Пасите стадо не по принуждению, выражая недовольство той паствой, которая у вас есть. Не делайте лицо, как будто вас кто-то заставляет им служить. Такие очень простые, фундаментальные вещи.
Нельзя сказать «административное начало», но все-таки самое прочное, практичное измерение Церкви остается связано с этой учительной осью, которая обеспечивает выживаемость Церкви, согласно обещанию, что врата ада ее не одолеют. Потому что миссионерское измерение нужно сдерживать, чтобы оно не вырождалось в активизм, в слияние с другими культурами, которым оно пытается проповедовать, и так далее. А у мистического измерения апостола Иоанна, наоборот, есть тенденция к изоляции. Когда мы читаем апостола Иоанна, там лейтмотив: кругом все сволочи, мы одни только сохранили истинную веру, а эти, которые от нас ушли, они и не были никогда наши. Сектантство, изоляция – два противоположных полюса. И есть эта центральная ось, которая продолжает все вокруг себя держать.
Я вспоминаю, когда я первый раз в Рим приехал, уже в семинарии, как только мы из автобуса вышли, я побежал, обнял эту колонну на площади святого Петра. Когда в соборе святого Петра находишься, там никаких мистических переживаний нет, этот собор не вызывает такого умиления, которое можно было бы испытать даже в очень скромной Церкви. Но есть ощущение какого-то неподвижного центра, вокруг которого все вертится, и который обеспечивает такую устойчивость.
Одновременно из этой медитации – там было ощущение восторга и зависти по отношению к Петру и к Павлу, которым нужно было как бы изобрести Церковь. Ее не было, нужно было ее создать. Сейчас мы живем в такой ситуации, когда, условно говоря, открывается новый приход, и ему дают всё казенное – миссал казенный, одежду казенную, все рубрики. Ничего не нужно выдумывать, только следуй правилам. Кажется даже, что нету никакого пространства для творчества. Но оно есть, конечно.
Вчера мы с епископом говорили, я жаловался ему, что Москва по сравнению с некоторыми другими городами – Владимиром, Петрозаводском и другими – остается очень иностранной. И приход св. Ольги, и Непорочного зачатия, это все-таки очень иностранные приходы. Приход св. Людовика тоже, потому что священникам, которые там служат, не очень важна инкультурация. Но этот процесс каким-то образом будет идти. Местная Церковь будет изобретаться, по ходу дела. Спасибо.
© Священник Кирилл Горбунов 2018