29 июля 2018 – Неделя 9-я по Пятидесятнице
Август 6, 20181 Кор 3,9-17; Мф 14, 22-34
Давайте напомним, что было до событий этого евангельского текста. До этого у Иисуса был очень тяжелый день, потому что на пустынном берегу Галилейского озера собралось очень много народу. Больных, каких-то неприкаянных ищущих людей, и просто, наверное, зевак, которым было интересно посмотреть на «знаменитость». Иисус весь день их учил, потом начал их исцелять по одному. В общем, тяжелый день для Него был. Потом еще это умножение хлебов. Он это всё делал и ощущал как бы давление со стороны этих людей. Давление внутреннее, выражающееся в том, что многим из них нужен не Бог, а нужны чудеса. Чудеса, чудотворец и так далее. Чтобы при Нем как-то безбедно существовать и ни о чем не думать. Думаю, что этот напор Иисусу ощущать было тяжелее всего. От него Он устал больше всего.
Тогда Он сказал ученикам: вы давайте в лодке переправляйтесь на другой берег, а Я помолюсь на горе. Он молился, пришел в себя, наверное, и пошел. Ученики смотрят – Он идет по воде. А как вы представляете себе, что шел по воде? Я понимаю, штиль. Идешь как по паркету. А тут ветер, волны, буря. Значит, если идти по поверхности воды, то нужно как-то перешагивать через эти волны. Равновесие держать как при серфинге. То есть, Он шел как бы сквозь эти волны. Пронизывая их, как будто у Него ноги были не материальные. Это одно из проявлений того тела, которое Иисус имел уже после воскресения. Которое становилось то материальным, то не материальным, то похожим на него, то не похожим.
Подобные вещи делают йоги, делают в Тибете эти самые монахи. Долго учатся этому, тренируются, в медитациях, в специальных упражнениях, чтобы тело теряло свойства обычной материальности. А Иисус ничему этому не учился никогда, это у Него само собой получилось, потому что Он спешил на другой берег к ученикам. Есть намерение прийти к ученикам, чтобы они не оставались в одиночестве. Это намерение чистое. Ни тщеславия, ни честолюбия там нет, ничего. Это намерение как бы от мозга сразу пронизывает тело. И тело подстраивается под цель. Если образно говорить, то тело Иисуса прозрачно для Бога и для Него самого, когда это нужно.
Видят это ученики, видит Петр. Загорается: я тоже хочу. Иисус говорит ему – давай. Петру передается это состояние Иисуса. Иисус ему как бы его передает, а Петр его ловит. Идет тоже по волнам. Ветер, все такое. Испугался – и всё. На испуге тело начинает работать по-другому, обретает обычный вес, обычные свойства. И Петр начал тонуть. Матфей в Евангелии говорит, что Иисус схватил его и говорит: ну что ж ты, маловерный, усомнился. Хотя было понятно и так, что Петр усомнится.
Интересно, что эти восточные люди – йоги и китайцы – они тоже тренируют веру. Веру как способность пребывать нераздельным. У обычного человека уверенность все время перемежается со страхом, с неуверенностью. А тут нужно быть таким нераздельным, целостным, в некотором отношении забыть о себе. Но для Иисуса, по-видимому, это только одна составляющая веры. Для Иисуса суть веры заключается в том, что Он видит, что Бог – Его Отец. Бог – это Отец. Отец в самом лучшем смысле этого слова. Тот, кто желает мне добра, желает моего развития, моего счастья, и у кого есть силы и могущество мне это дать. Отец – это тот, кто дает любовь и дает детям способность любить – главную способность, которая у человека есть. Для Иисуса важно не просто – поддаваться страху или не поддаваться, это вспомогательные вещи. Вспомогательные навыки или искусства нужны для главной цели – для того, чтобы пребывать в любви Отца. А любовь уже в свою очередь дает мужество и стойкость для совершения добрых дел, которые иногда оказываются на грани чудес, иногда прямо выглядят как чудеса.
Сегодня у нас 29-е июля – то есть, вчера православные отмечали довольно круглую дату, 1030-ю годовщину крещения Руси. Точнее, это привязано к дню памяти святого князя Владимира. В листочке есть моя проповедь на эту тему двухлетней давности, и ничего к этому я ни прибавить, ни убавить не могу. Единственное – крещение, это же чудо. И плоды этого чуда – как говорится, с грехом пополам, но должны быть видны. Несмотря на все исторические пертурбации, которые были на этой территории, на территории, на которой Киевская Русь, Московская Русь, Белоруссия и тому подобное. Все, кто приняли со временем византийский обряд, в славянской форме. Думаю, что это крещение сильно очеловечило эти народы, эти культуры. Но, конечно, у нас глаз так устроен, что на первый план для нас выходят негативные вещи. Негативные, омерзительные. Они есть, но есть задача все-таки глаз перестраивать. Чтобы видеть то, что сделано под руководством руки Божией. Видеть дела Божьи и растить это видение внутри себя. Оно рождает чуткость к Богу и благодарность. И это очень важно. Аминь.
Священник Сергей Николенко
Изображение: Давид Попиашвили, Христос укрощает бурю на озере