Проповедь 09.05.09 — День Победы
Май 12, 2009Сегодня празднование победы СССР во второй мировой войне, которую у нас называют Великой Отечественной. Я перескажу те вещи, которые содержатся в Учении католической Церкви – война, мир, фашизм.
В какой мере можно между собой сравнивать Гитлера и Сталина? Этот вопрос распадается на две части. В какой мере можно сравнивать идеологии и практики немецкого фашизма и советского социализма и коммунизма? И насколько возможно сравнение двух личностей лидеров движений.
Скажу сразу, что рассматривать идеологии изолированно, как сумму идей, неверно. Сумма идей – проявление некоей целостной духовной позиции, заражающей собой большие человеческие массы. И не только позиции. Духовная позиция включает в себя взаимодействие с духовной реальностью. Если мы говорим о немецком фашизме, католическая Церковь его расценивает как неоязычество. Эта форма язычества включает оккультные ритуалы, мифологию, набранную из индийских и древнегерманских мифов. Очень важная часть этого – расистская теория, оправдывающая и обосновывающая неравное достоинство, неравное место в истории, в социальной структуре людей различного происхождения. У нас в языке зафиксировался такой словесный штамп: «раса господ». Были разработаны некие псевдонаучные основания для разделения рас. Есть арийская раса господ, она, по мнению создателей теории, обладает качествами, необходимыми для управления человечеством, и есть все остальные – они этими качествами не обладают. В нашей массовой культуре остался оборот из фильма «Семнадцать мгновений весны» «характер нордический, беспощаден к врагам рейха». В этом язычестве человеческие жертвы среди врагов рассматривались как жертвоприношение богам, обеспечивающим процветание рейха, земного царства. И концлагеря, изначально представлявшие собой лагеря трудового перевоспитания, становились лагерями уничтожения с сакральной функцией массовых жертвоприношений. К сожалению, в советской истории, отрицавшей реальность духовного мира (следовательно, и действенность оккультных практик) эта сторона вопроса замалчивалась и игнорировалась. А это факт. В этом отношении Гитлер – лидер этого движения, этой «черной церкви», — фигура сатанинская в той мере, в какой его самого можно счесть инициатором. Мы знаем, что оккультизм захватывает человека, делая его рабом и игрушкой в руках оккультных сил. Прискорбно, но молодой экзальтированный художник, прошедший кровавую войну, несомненно, проникнутый живым состраданием к немецкому народу (на сострадании он и завоевал популярность в конце 1920-х) постепенно становился демонической фигурой, марионеткой в руках тех богов, которым он поклонялся.
Если же говорить о советской коммунистической идеологии, советском социализме, мы видим с одной стороны серьезный гуманизм, утверждающий потенциальное равенство и достоинство всех людей, независимо от происхождения, расы, общественного положения. С другой стороны, «небольшое» теоретическое ограничение этого гуманизма признанием только земной жизни человека. В пути Сталина, его личности, показателен тезис обострения классовой борьбы по мере продвижения к бесклассовому обществу. Суть – примирение между антагонистическими классами невозможно. Значит, путь к царству земного процветания для всех людей неминуемо идет через практическое уничтожение инакомыслящих, тех, кто не принимает коммунистической идеологии.
В этой точке нацизм и советский коммунизм смыкаются. Есть значительное число представителей человечества, которых необходимо изолировать или физически уничтожить. Не важно, по каким причинам, поклонение ли это языческим божествам арийского эпоса или поклонение идее классовой борьбы.
В СССР не было лагерей уничтожения, не было и намерений их создавать. Формально была та же идея трудового перевоспитания, были утилитарные цели получения дешевой рабочей силы для строек пятилетки – заключенных. Практически же зачастую массовое уничтожение осуществлялось. Вроде как из экономических соображений – нет экономической возможности возиться с перевоспитанием врагов. Страшные истории депортаций из западных районов страны перед войной и после войны, когда людей высаживали в чистом заснеженном поле, и мало кто доживал до будущего года – это имело место.
Итак есть сходства и есть важные различия, которые видны в мелочах. В нацистской Германии структура уничтожения была такова, что документов почти не осталось: приказы об уничтожении людей отдавались по преимуществу устно. А в СССР на каждый чих, на каждый шаг имеется бумажка, до сих пор сохранились, хотя период открытия секретных архивов (1990-1991) был очень коротким. Сейчас информация о преступлениях коммунистического режима оказывается за семью печатями, у историков большие трудности с доступом к ней. Эти попытки сокрытия – дурной признак. В сокрытии истины всегда заметна рука дьявола.
Мне представляется, что война была неизбежна, даже если бы не было СССР. Такова была общая динамика развития того мира и его несправедливостей, не разрешенных после первой мировой войны. Со всех участвовавших сторон были проявления как низости человеческой и идеологической, так и высочайшие проявления человеческого самопожертвования. Жертвенность связана не только со страхом перед суровым наказанием, заградотрядами или гестапо, но и с опытом того, что есть вещи более важные, чем моя человеческая жизнь. Ради сохранения жизней других людей, сохранения их достоинства мне стоит отдать собственную жизнь. Чтобы человек начал так думать и поступать – до такого состояния человека надо довести. Парадоксально, но война с ее ужасающими проявлениями массовых несчастий, несвободы, убийств, хорошего человека делает лучше, а плохого хуже. Надо думать, немало людей в войну достигли той святости, которая была для них недостижима в более тепличных условиях.
Это все – тайна. Тайна и мироустройства, и Провидения Божественного, и значения земной судьбы человека. Она закрыта и открывается нам, когда мы размышляем совсем о других вещах. Читаем Евангелие, слова Иисуса об Отце, о Пути, Истине и Жизни.
И последнее. Несвобода никуда не делась. Та форма демократии, которую попробовали установить, конституционно насадить в начале 1990-х, просто не нашла подкрепления во внутренней жизни людей в бывшем СССР. Дух несвободы порождает многочисленные ее проявления в семье и прочих человеческих отношениях. Все наше общество и его лидеры, и мы и те, кто заседают в Думе, и те, кто ночует на чужих чердаках, все – несвободные люди. Парадоксально – чем больше власти у человека и возможностей для реализации свободы, тем больше в его решениях и действиях осуществляется его несвобода. Это видно сильно и очень отчетливо. Детские обиды на другие страны и народы, бывших «наших», это как детская обида на ребенка, пошедшего играть в другую песочницу. К сожалению, наблюдаемые нами жесты и обращения к памяти о погибших – это, как правило, обращения к ложной памяти, к памяти, пронизанной ложью и язычеством тех идеологий, о которых говорю. Есть задача очищения памяти. Это наша задача. С каждым годом она все труднее. Историческая ложь в государстве всегда укрепляется с укреплением самого государства. Да, нужно об этом событии думать, молиться о мертвых, наших мертвых и живых, о психологических и духовных калеках – жертвах этой войны. Спустя поколения мы в определенной мере такие же калеки. И нам нужно сопротивляться попыткам фетишизировать трагедии и победу, использовать ее и память о мертвых, о жертвах, в мелких, сиюминутных политических целях. Да, общество нуждается в святынях, в точке, с которой можно вести отсчет национального единства. Такой точкой уже много десятилетий выбрана Великая Отечественная война в СССР. У нас есть обязательство проводить честную демифологизацию этой гигантской драмы в свете Слова Божьего. Как я говорил, массовые проявления человеческой святости в эту войну на самом деле для нас — очень важный пример и поддержка. Очень важно не подаваться на вранье об этом событии, не позволять его принизить до политических катаклизмов и прочих подобных конструкций. И конечно же, не принизить до дешевого местечкового патриотизма, когда теряется то, что Бог – не наш отдельный национальный Бог, а Бог всех людей, и Он любит все человечество как единое целое.
Тотальное насилие над людьми и их истребление, тотальная ангажированность людей государственными машинами, пропагандой, призванной соединить внешнее принуждение с внутренней мотивацией, сделать человека несвободным не только внешне, но и внутренне являет страшную силу дьявола и слабость человека. Но вместе с тем тут сокрыта и недоступная пониманию тайна Божественного Провидения, невидимая борьба сил света и тьмы, которая все время идет на небесах, Победитель в этой борьбе уже есть, но она продолжается. На земле эта борьба проявляется в частности социальными и культурными взрывами. Мы участвуем в этой борьбе на правильной стороне, если видим за этими наблюдаемыми проекциями духовные основания, видим великое не по геометрическим измерениям. Социальный масштаб евангельских историй очень мал, а духовное значение – исключительно большое.