Проповедь 11.07.09 (латинский обряд)
Июль 21, 2009«Ученик не выше учителя» — эта мудрость в разных религиях обыгрывается. Есть много буддистских притч на эту тему: учитель учил стрелять из лука, и даже в глубокой старости учителя, когда ученик его достиг вершин мастерства, ученик пришел похвалиться своими успехами, но на деле оказалось, что и сейчас учитель стрелял лучше ученика. И надо понять: какая тут содержится истина. Это истина о том, что в любом конкретном деле, даже в очень престижном для человека, проявляются не только его технические умения (сила, физическая форма), но и мудрость, накапливаемая всю жизнь, и даже одряхлевший человек сияет мудростью. Талант не пропьешь, так сказать.
В процессе познания Бога можно много узнать, прочесть, понять интуитивно, а потом состариться и забыть. Но есть то, что остается. Как в видении Исайи – немало людей подобного рода видения имеют перед смертью. Широко известен опыт Фомы Аквинского, пожалуй, наиболее шокирующий. Перед смертью Фома узрел Троицу, и перед лицом этого опыта вся его жизнь, отданная построению богословской системы, просто ерунда.
Можно объяснять эти предсмертные переживания изменениями, происходящими в это время в мозге, но суть не в этом. Основа нашего Богопознания, то, что с самого начала Отцы называли жизнью в Духе, — вещь, не зависящая от наших усилий, дар Божий. Как ветер – не знаем, откуда приходит. А с другой стороны – плод наших усилий, подражания Христу.
Как понять другого человека, вчувствоваться в него? В таком направлении психологии, как НЛП, предлагается вчувствоваться, прямо подражая поведению человека – те же движения, те же позы, та же манера речи, и постепенно через эту практику научиться понимать – что этот человек должен сделать в следующую минуту. И это предвидение означает – я познал этого человека на уровне, которого не могу хорошо определить словами, в научной терминологии, но практическое знание у меня есть.
Думаю, познание Бога сродни этой практике. Следование за Христом… Старый принцип христианской аскетики и восточной мудрости: учиться у учителя = копировать его, сначала внешние вещи, потом внутренне. Эта практика делает Писание незаменимым – и Евангелие, и Ветхий Завет без которого не понять Иисуса.
А потом наступает момент, когда можно Библию отложить в сторону. Подражание может быть на очень простом уровне и подражать можно молитве Иисуса, тому разговору, который в Евангелиях почти полностью скрыт и проявляется в чудесах Иисуса, Его учении, реакциях на события.
Все искушения для религиозного человека сводятся к одному – употребить силу и власть, полученные от Бога, на собственные нужды, использовать для себя. И тут тоже есть прямые аналогии на уровне психологических практик. Психотерапия служит восстановлению целостности личности, должна дать ему опору в радости, творчестве, и для этого надо человека понимать и иметь над ним определенную власть. Но психотерапевтические практики можно использовать и для ослабления человека, усиления в нем страха и неуверенности, превратить его в раба некоей утилитарной цели.
Кино любит образ идеального солдата. Туда эта тема пришла не из фантастики, а из современного опыта подготовки военнослужащих: формирование личности, когда развиваются только те способности, которые помогут выполнять боевые задания. Независимо от того, каков будет приказ – убийство противника или спасение жертв катастрофы. Неважно, какой результат. Важно, что солдат несвободен, запрограммирован на это действие. В жизни вокруг нас мы видим много хороших дел, решений, политических действий, которые совершаются несвободными людьми, марионетками. И в конце концов все это пойдет прахом. За примерами далеко ходить не приходится: перестройка в СССР. Цель была –освободить людей от гнета ложной коммунистической идеологии с ее манипуляциями. А в ходе этого освобождения все время использовались техники манипуляции, которые сейчас принято называть «политтехнологиями». Те, кто так поступали, желали добра. Но последствия их действий хорошими не были. Проблема в том, что легко зомбировать человека, чтобы он по видимости поступал хорошо. Но страшно трудно добиться цельности личности – человек свободен и все равно поступает хорошо. И возвращаемся к тайне взаимодействия с Духом Божьим. Хочется, чтобы все зависело от нас – и не получается.
© Священник Сергей Николенко 2009