Проповедь 9 января 2010, канун Крещения Господня (латинский обряд)
Январь 15, 2010Мы только что на общинной нашей встрече говорили о ресурсах, о том, что кроме материальных и психических ресурсов есть ресурс веры. Он позволяет их использовать так, чтобы случилось Божье чудо. Вспоминали, как Иисус накормил тысячи людей несколькими хлебами.
Думал я о ресурсах – и словно озарение. То, что мы делаем, — у нас на самом деле жалкие ресурсы: мало нас, маленькая кучка людей, обладающих определенным пониманием, совсем не 100%, возможность высказать себя на людях и себя людям показать очень ограничены тоже. Значит, и влияние на других можем оказать минимальное. Но есть тот самый ресурс веры – он заставляет нас использовать маленькие наши средства, маленький духовный и церковный опыт, который у нас есть. Конечно же, не может и не должно быть никакой популярности. Вывесили мои проповеди на каком-то христианском сайте. Там наиболее популярна «лекция» Л. по Апокалипсису, имеющая отношение скорее не к Апокалипсису, а к Достоевскому. И не были использованы возможности библейского экзегезиса, чтобы открыть подлинные сокровища этой книги Писания. Тем не менее, вопреки этому (а может быть, как раз благодаря этому) лекция так популярна.
В сегодняшних литургических текстах – настоящие сокровища. Речь Петра из Деяний, рассказ об Иисусе, — он настолько примитивен, что видно: это на самом деле та весть о Христе, с которой начиналась Церковь. Весть и представление о Христе, берущее начало с крещения и призвания апостолов. Здесь нет ни слова о божественном происхождении Иисуса: Он назван пророком, именно в акте крещения Он был помазан Духом и ходил, «благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом». И никаких позднейших рассказов о Рождестве или детстве, никаких скорее богословских, чем исторических моментов тут нет.
Конечно же, можно сказать, что размышляя о Рождестве Христа, о тайне Рождества люди той Церкви, и этой, нашей Церкви, и Церкви современной приобретают более адекватное и более укорененное богословское знание. Но: и да, и нет. Не получается узнавание истины в чистом виде, а выходит, что прояснение истины связано с придумыванием, навешиванием дополнений: они делают истину ближе и понятнее для более простых (и более поверхностных людей), более эмоционально привлекательной, но одновременно акценты смещаются с истины на мир.
Говоря о современном христианстве, о России – не православной, а «православствующей», мы имеем дело с сознанием, основанном на сказках, когда людям очень трудно вычленить подлинного Христа.
Я часто вспоминаю случай, рассказанный как-то о. Александром Менем в одной его статье: умирающая девочка перед смертью увидела внутренним взором образ Сталина и умерла счастливой. Кого она на самом деле видела за этой маской, сотканной из приобретенных в пионерской жизни гештальтов? Кто там был? Ангел? Христос? Мы не можем сказать. Можем лишь сказать, что там, за маской, была реальность любящего Бога, действующего и прямо и через посредников-ангелов.
© Священник Сергей Николенко 2010