10 января 2010, Неделя св. Иосифа Обручника (византийский обряд)
Январь 15, 2010У нас сегодня тройной праздник. Мы вспоминаем Давида царя, Иосифа, мужа Марии, и Иакова, Брата Господня, главу иерусалимской христианской общины. По преданию, они все из одного рода происходят. И получается, что евангельские события предстают перед нами, как противостояние двух династий: рода Давида, утратившего власть после плена вавилонского, и позднейшей династии Хасмонеев, в которую через брак вошел Ирод Великий (Великий не из-за великих дел, а из-за злодейств), потом на сцене появляются Архелай и маленький Ирод (взрослые годы Иисуса). Представители этой последней династии изображены в евангелиях очень негативно (наверно, так и было): люди, дорвавшиеся до власти, но совсем не способные исполнить Завет, данный Богом Израилю в лице Давида. Властители, которые оказались на этом месте не по желанию Бога, а по Его попустительству, иначе говоря.
Про Иосифа много говорили. Фигура Иакова Брата Господня, последнего представителя этого рода, встречается в книге Деяний апостолов и в апостольских посланиях. К сожалению, сегодняшнее апостольское чтение (из Послания к Галатам) выбрано неудачно: речь идет об обращении Павла апостола; Иаков упоминается в самом конце: Павел из апостолов видел лишь Петра и Иакова Брата Господня. А между тем, это выдающийся, видимо, был человек. По сути, он стоял во главе иерусалимской общины, «видимого Царства», Церкви – царства Давида, обещанного Богом. Деяния рассказывают о первом соборе церковном и принципах приема язычников: важнейшая проблема того времени, после плена весь пафос иудаизма строится на отделении от прочего мира. Плен был воспринят как наказание за слабость, за смешение с другими народами, принятие элементов языческих культур. А собор апостольский принимает по-настоящему революционное решение. И характерно, что формулирует его Иаков, Брат Господень. Он сказал, что не следует требовать от приходящих язычников ничего, кроме жизни по совести и невкушения мяса с кровью (как бы с жизнью, которая лишь Богу принадлежит). И так апостол Иаков оказался таким потомком династии Давида, который в нее принял язычников, теперь мы с вами, несмотря на наше происхождение, через веру приняты в эту царствующую династию, избранную Богом. Мы – царское священство и народ святых.
Специально ничего не говорю сейчас об Иисусе как Мессии, Царе, сделавшем все это возможным на мистическом уровне. Почему? Заботит меня проблема того, как на человеке отражаются достоинства и пороки его рода: родительской семьи и предыдущих поколений. Я, по роду своей деятельности, естественно, сталкиваюсь с тем, как все это отпечатывается на людях. И особенно тяжело бывает иметь дело с личностными дефектами, в отношении которых ясно, что они – от родителей, из прошлого.
И для меня рассказанная история о принятии язычников в правильный, царский род Давида, где Божья жизнь живет, — аргумент веры, лично для меня важный: благодать сильнее, чем все грехи, пороки и греховность, тянущиеся за нами, как след из прошлого. Благодать не уничтожает историческое наследие, его оттиски, его проявления лишаются ею греховного корня. Верующий человек, даже с очень тяжелой историей, остается странноватым, невротичным и так далее. Но злого корня нет в нем, в этом отношении мы на самом деле больше родственники, чем кровная родня.
© Священник Сергей Николенко 2010