Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 31 января 2010 — Неделя о блудном сыне

Февраль 1, 2010

“Притча о блудном сыне”. Фрагмент лубочной картинки. Начало XIX века.

«Еще сказал Иисус притчу: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15,11-32).

Сегодняшняя притча, очевидно, продолжает и развертывает тему предыдущего воскресенья: о мытаре и фарисее. Наши герои – два брата. Описан не просто беспутный образ жизни младшего из них, но его основной импульс — покинуть отца. Самому строить свою жизнь. В остальном братья в общем похожи, хотя старший, правильный, дисциплинированный, послушный отцу, всегда поступает по заповедям; младший живет порывами – ушел из дома, вернулся к отцу. Его фигура не очень-то и интересна. Гораздо интереснее отец. Он, как видим, любит обоих сыновей одинаково, о них заботится, обоих ждет наследство. Отец воспринимает уход младшего сына как его смерть. Когда мы возносим эту притчу к уровню притчи о Боге и Его людях и народах, мы видим: то, что сын «был мертв и ожил» — не просто красивые слова. Речь идет о настоящей смерти, более серьезной, чем смерть физическая, и о том, что из смерти возможно возвращение в жизнь. Это и предостережение и ободрение одновременно.

Я думал о том, как притча о блудном сыне соотносится с апостольским чтением из 1 послания к Коринфянам. Долго думать не потребовалось. Сразу становится очевидным следующее. Коринфская община, такая, какой она была, община, которую Павел апостол так ругает в своем послании, — это община «младших сыновей». Коринф – город портовый. Для их христианского воспитания Павел и использует известный и понятный им образ «блудницы», портовой проститутки. Апостол увещевает коринфян Христом, все объясняет. Но дело в чем? Люди вроде как уверовали, но они совершенно не воспитаны. Нравственного чувства в культуре, знания заповедей у них нет. Хотят быть добрыми, хорошими, принадлежать Христу, но не понимают: как это должно осуществляться, как строится общение между людьми.

Говорю я о коринфянах, а перед глазами моими стоят образы молодых наркоманов из провинции: с Урала или из Ленинградской области. Такие себе ребята, которых общество просто не смогло воспитать. Родители не привили им никаких правильных нравственных норм, в школе не получилось. И они, умирая от наркотиков, уцепились за Христа как за Спасителя. Он их принимает, но им нужна помощь фарисея – интеллигентного верующего человека, который все хорошо и подробно знает. Такой «фарисей» может научить их. Павел и есть такой фарисей. Для коринфян он выступает в роли учителя. Наверно, я сейчас перескакиваю, но ведь фарисеи были лучшей частью израильского общества: интеллигенция, люди, способные формулировать вопросы и искать ответы на них. У простых людей тоже вопросы есть, но не хватает образования и культуры мышления так сформулировать вопрос, чтобы на него можно было ответить не в виде внутренней тяготы или душевных порывов. У нас простые люди страдают – «русских не любят», например. Украинцы или грузины русских не любят. И у простого человека есть простой ответ: это потому, что грузины плохие или правительство плохое. И дальше все идет на этом уровне. Вся душевная боль выплескивается в пустопорожних рассуждениях на этом уровне.

У интеллигента есть возможность, есть аппарат, чтобы более глубоко проникнуть в духовные основания происходящего. Павел апостол и был таким интеллигентом. Окончил элитарную духовную школу знаменитого Гамалиила, получил и греческое образование тоже, был римским гражданином с рождения. Редкий, почти уникальный набор в ту эпоху. И это Павлу давало большие возможности как для построения проповеди: широта, возможность говорить с разной аудиторией на языках разного уровня, так и в отношении свободы перемещения по империи.

Размышляю о задачах, которые перед нами стоят. Во многом это задача объяснять людям очень простые, элементарные вещи: как строить отношения с другими людьми. Это «фарисейская» половина дела. А другая его половина (из сферы младшего сына и Павла, пережившего обращение) – собственно обращение. Обращение – не минутное дело. Оно происходит с человеком в течение жизни. В любой момент во внешние формы, в соблюдение обрядов, во что-то еще такого рода можно заиграться. И потерять живую связь со Христом на уровне «я-Ты» и возможность обращаться к Богу Отцу не «Он», а «Ты». Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2010

Bookmark and Share

Comments are closed.