Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 22 мая 2011 (Византийский обряд)

Июнь 12, 2011

the-samaritan-woman2.jpg

Деян 11,19-26; 29-30, Ин 4,5-42

Даже не знаю, с какого из фрагментов начать, — может быть, с Евангелия лучше, потому что этот отрывок очень длинный и в нем много всего. В нем упоминается и вода, и пища, — то есть это тема Крещения и тема Евхаристии, которые постоянно фигурируют в Евангелии от Иоанна и развиваются, но здесь это как бы в другом ключе просматривается, не в обрядовом, а содержательном. Иисус говорит о воде, источником которой является Он сам, — вода, которая дает жизнь вечную. Женщина иронически к этому относится, как и ко всей этой ситуации, когда иудей начинает разговаривать с самарянкой.

Наверное, ощущается, что она насторожена, наверное, ждет, что перед ней мужчина, который начнет приставать. Но Иоанн так строит эту сцену, что за словами о воде мы видим, как происходит покаяние этой женщины, причем пробить ее защиту оказывается трудно. Иисус это делает, упоминая о самых болезненных для этой женщины вещах, о мужьях так называемых, о несложившейся жизни, но делает он это по-особому, без осуждения, без ложной жалости, не указывая на грехи. Женщина оказывается в растерянности, потому что она привыкла либо к агрессии, либо к тому, что с ней разговаривают, желая от нее чего-то, к манипуляциям привыкла, а тут этого ничего нет. Вот это и оказывается таким удивительным моментом, когда происходит ее покаяние, и она признает Иисуса за необычного человека.

Сначала она называет Его пророком, то есть человеком Божьим. Вообще вся сцена у Иоанна построена как своего рода катехизис. Можно себе представить, что это была такая целостная проповедь, наставление для вновь приходящих в Церковь. На этом живом примере люди глубоко понимали, как покаяние связано с действием Духа, как оно приносит жизнь вечную, и как источником всего этого является Иисус. Потом о литургии и об обрядах, где поклоняться, и в чем смысл поклонения, и в чем смысл Евхаристии, — не в том, чтобы быстренько заглотать этот хлеб пресуществленный и с сознанием исполненного долга отправляться восвояси. Иисус говорит о том, что для Него пища – это творить волю Отца. Мы привыкли, что от деятельности мы устаем и потом нам надо долго отдыхать, и отвлекаться, и оттягиваться от работы. А тут Иисус говорит, что все наоборот. Моя пища есть делать это. Вот это тоже, по-видимому, для слушателей евангелиста Иоанна был такой неожиданный поворот. Люди думали, что получат от Бога и вечную жизнь и пищу для вечной жизни, а оказывается, что они получают эту пищу, отдавая Богу. Все наоборот.

И потом эта женщина сама становится проповедником, апостолом по сути дела. Иисус не посылает ее явно на проповедь, но она становится его ученицей, и по сути начинает проповедовать, становится апостолом. Подобная вещь происходит позднее, через несколько лет, когда, как мы прочли в Деяниях Апостолов, происходит первое гонение на церковь. Иудеи учеников разогнали, они на подпольном режиме, и Варнава идет проповедовать к эллинам, то есть к грекам, рассеянным в Римской империи, странах Средиземноморья. Варнава происходит из широкого круга апостолов, из Семидесяти. Его посылают проповедовать в Антиохию, где есть греко-культурные и греко-говорящие, и Варнава, видимо, ощущает, что он не потянет. И тогда ему приходит в голову, что есть неподалеку такой Павел – Савл. Репутация у него сомнительная, но вроде он обратился не так давно и с жаром проповедует, и получается у него успешно проповедовать не столько иудеям, сколько вот этим греко-культурным и греко-язычным. И он берет этого Савла. И Павел, которого Иисус не назначал апостолом при жизни, ни один из Двенадцати, ни один из Семидесяти, он тоже по жизни начинает исполнять функции. И через какое-то время коллегия апостолов его признает как равного. Над ним не проводят никакого возложения рук, ничего такого, — в духе приходит понимание и осознание того, что какая бы репутация у этого Павла ни была, Бог дал ему духа через Христа делать то, что делают остальные апостолы. Так что давайте поменьше заботиться о формальностях и о каких-то подобных вещах, а побольше искать духа и истины. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website