Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 12 июня 2011 — Пятидесятница, Сошествие святого Духа (Византийский обряд)

Июнь 28, 2011

Чтения: Деян, 2.1-11; Ин, 7,37-52; 8,12

В ожидании сошествия Святого Духа скопилось столько народа, что я не ожидал даже, что Святой Дух так популярен в народе. Первая вещь – это то, что собрались мы на праздник Сошествия Духа, это очень хорошо, но это совершенно не означает, что сейчас Святой Дух на нас так вот обвалится, и мы начнем пророчествовать. Хочется сказать, «раньше надо было». Сейчас только один из многих моментов литургического года, когда мы к священной тайне, тайне Бога и нашего взаимодействия с Ним подходим с разных сторон. И каждый раз это дает нам что-то новое, освежает наше понимание и ощущение от того, что Бог с нами. Сегодня мы подходим к этой тайне направления Духа.

При наступлении дня Пятидесятницы все они были, как мы читали, единодушно вместе. Кто они? Апостолы или еще кто-нибудь, о ком речь-то? Об этом написано несколькими строчками выше в Деяниях Апостолов. После вознесения Иисуса молилась целая группа, состоящая не только из апостолов, но и из некоторых женщин, Марии матери Иисуса, и еще нескольких человек. То есть это все не ограничивается только двенадцатью апостолами, на которых Дух сошел и они стали особенными. Особенными стали все присутствующие, все, кто молился. Это первое. Второе — что греха таить, переживали неудачу. Неудачу того, что воскресение Христа, в общем-то, не получилось. Действительно был пустой гроб, были явления Иисуса и в привычном и непривычном виде, но того настоящего телесного воскресения, которое повлекло бы за собой лавинный такой процесс преображения воскресения всех людей и всего мира, не произошло. Спичка чиркнула, а костер вроде бы не загорелся. А Иисуса нет – вознесся и явления прекратились. Что делать?

Нужно учиться воспринимать Его другим каким-то способом, точнее не Его, а вот так, как при жизни Иисуса через Него ученики воспринимали действия Бога, волю Бога, желания Бога, теперь нужно учиться воспринимать это без Иисуса. Произошла такая вещь, это принцип, по которому устроена вся духовная жизнь – мы стараемся и у нас ничего не получается до тех пор, пока Бог сам не ответит на наши старания, даром того, чего мы сами не могли сделать. В ответ на эту многодневную молитву, о которой пишет в Деяниях Апостолов евангелист Лука, произошло нечто. Описание здесь такое символичное, наполненное символикой Духа из Ветхого Завета, так что это все остается на совести евангелиста. Но главное это то, что эти люди как бы «словили» – вульгарное слово, — «словили» это веяние Духа, действие Духа. Это не означает, что они вошли в какой-то экстаз, об этом ничего нет. Говорится только о том, что они начали с уверенностью и радостью и без страха проповедовать, рассказывать о делах Бога, и то, что они сами узнали и поняли про Бога, в контексте их общения с Иисусом.

Потом их сажают в тюрьмы, гоняют, убивают, но этот опыт того, что Иисуса нет, а все равно я нахожусь в общении с Ним, этот опыт у них остается. В общении таком удивительном, Он никому из них больше не являлся. Но многие из них после этого прожили большую жизнь. Евангелист Иоанн очень долгую жизнь прожил. Из его писаний видим, что чувства оставленности у него не было, и он старается в Евангелии своем, которое мы прочли, по крупицам собирать намеки, которые Иисус при земной жизни делал на то, что «не бойтесь, я уйду, но вы получите Духа». Не бойтесь. Но про них-то не очень интересно, интереснее про нас. Как это происходит, как происходит взаимодействие с Духом.

Вчера в семье святого Лазаря мы об этом пытались вспоминать. И вспомнили два недавних эпизода, из жизни двоих членов нашей общины, эпизоды, на которые они совершенно не обратили внимания в духовном плане. Один эпизод — у О. мама с психическими проблемами, и она в Москве существует без прописки, как полу-бомж. Очень беспокоило и О., и всех нас, что у нее пенсии нет, она никак не социализирована, а пенсия это очень важный элемент социализации человека, чтобы он почувствовал себя уверенно. Уверенней и не так пугался бы, и не так сходил бы с ума. На днях мама позвонила и сказала, — причем О. об этом говорила с недовольным лицом, — мама сказала, что она оформила пенсию, но я, мол, от этого не ожидаю ничего хорошего, потому что все будет как всегда. Чудо, а к этому чуду заведомо отношение как к обычной неприятности, ожидание от жизни одних неприятностей.

Вот эта поговорка «надейся на лучшее, готовься к худшему», а у нас, — я про всех не говорю, я говорю про таких, как я – все наоборот. Легкомысленно дела и заботы пускаются на самотек, особенно неприятные заботы, а ожидание от жизни только бед. Реальных бед и каких-то возвышенных мечтаний, оторванных от реальности. Так устроена греховность. Она делает из надежды человека фантазии какие-то нереальные. Чудо пропустить очень легко, действие Святого Духа, Его подарок не заметить очень легко. И это еще усугубляется тем, что бывает такое привычное ворчание на Бога, вот я от Тебя чего-то, что мне нужно позарез прошу-прошу-прошу, а Ты все не даешь и не даешь. И на таком недовольстве и пропускается мимо внимания вещь, которую Он действительно дает.

Для греховного и созависимого человека тенденция готовиться к худшему, а надеяться на еще более худшее. Это противно Богу. Это лучшее невозможно представить и спрогнозировать, но место для надежды есть. Интересно, как прошлое в дисфункциональных семьях и другие эффекты воздействия окружения – действует на нашу надежду.

Одна вещь – есть психологический механизм, характерный более для традиционного общества. Самые светлые воспоминания человека связаны, как правило, с детством. Окружение бабушек и дедушек. Зубы уже выпадают, но известно, что на их месте вырастут новые, не то, что сейчас – это тоже чувство перспективы.

Бабушки и дедушки рассказывают, как хорошо было в их детстве. Возможно, архетип «золотого века», счастливого прошлого, от которого отошли мы, наши родители… Нужно сделать так, чтобы оно опять наступило, вернуться к патриархальной неиспорченности.

Эсхатология нынешнего советского пенсионера — это уверенность в том, что золотой век был в СССР. Ну, при Брежневе, конечно, настоящие коммунисты уже повывелись, раньше были – при Ленине, когда они были беззаветно честными. Жили тогда бедно, в кольце врагов, но это была настоящая жизнь и счастье, потому что действительно были один за всех и все за одного.

Чем важна конкретная эсхатология человека. Она определяет вектор его движения. Та, о которой говорилось сейчас, задает вектор движения назад. В мифологизированное, идеализированное, украшенное всяческими завитушками – это вранье.

Христианская эсхатология, как ее воспринимают многие, — после смерти произойдет встреча с Богом и будут высказывать Ему претензии и выслушивать от него. Это супернаивный взгляд, потому что сейчас человек на вершине своих познаний еле-еле способен сотворить амебу. На вершине генетических технологий делают искусственную клетку, и то она наполовину искусственная. Способна ли она увидеть своего творца, зарегистрировать его, отреагировать на него? В какой-то мере да. Но понятно, что богатство человеческого мира, не отдельного человека, целого научного мира, которое привело к созданию этой клетки, абсолютно недосягаемо для этого творения.

Если говорить о посмертной встрече с Богом – это примерно то же самое, масштабы те же. Пузыриться не приходится, это детский сад. Другое дело – как, учитывая это все, Бог сам нисходит, приходит на помощь душе этого человека. Может быть, через посланцев, которых называют ангелами. Трудно сказать. Но которые более пригодны для восприятия душой. Да и что такое душа. Вот умер человек, вышел из него дух жизни, жизненная сила, качество, по одному из библейских представлений. Все, тело распадается. Это одно из тех ранних библейских представлений, которые сегодня совершенно не годятся. Известно и зарегистрировано, что, грубо говоря, человек устроен как матрешка. Есть физическое тело, состоящее из атомов и молекул и есть более тонкие полевые структуры, которые не распадаются так быстро как материальное тело. Есть некоторые процессы трансформации.

Что делается при этом с психикой человека? Мы привыкли, что память, моторика, эмоциональная сфера, функции сознательного контроля, существуют благодаря определенному устройству мозга. Нарушили какую-то его часть и человек разучился отличать левое от правого.

Но мозг распадается быстрее всего. Первые несколько минут после смерти прошло — и все органы тела можно восстановить, а мозг нельзя. Той информации, которая в нем была, там уже нет. Полевые структуры несут информацию, они способны к полевому же взаимодействию с другими такими же структурами. Может быть дальше, очищаясь, от каких-то компонент, они переходят к более чистым информационным структурам. Мы сейчас этого не знаем. Тогда, когда писалась Библия, об этом знали еще меньше. Томистские представления о загробной жизни базируются на том, что душа не чисто идеальная вещь. Что там сохраняется некий материальный носитель, хотя и совсем не такой, как наши физические тела. Это значит, что психическая жизнь тогда совсем другая. Не ориентированная на это тело, на взаимодействие с этим миром, который мы воспринимаем как трехмерный.

Это значит, что новизны после смерти будет страшно много. Чтобы ее воспринять и двигаться дальше, нужен очень большой запас доверия к неизвестности. Т.е. доверия к Богу.
Поэтому надежда, построенная на наивных христианских представлениях, только мешает. В ней слишком многое уже задано и определено. Совершенная надежа обращена к совершенной неизвестности. Там Бог, и там может произойти встреча с Ним.

Последняя вещь, о которой я хотел бы сказать, это то, что у учеников был какой-то более или менее нормальный путь, Иисус дал им новое понимание Бога через Себя, и потом они уже это понимание Бога и взаимодействия с Богом осваивали сами. А как у нас? Вот этот необходимый этап общения с Иисусом – откуда нам его взять? Вот получается, что из Евангелий. Эти тексты, которые Церковь так внимательно сохранила и старается их каждый раз на собрании Церкви, таком как сейчас, читать и провозглашать, вот это нам и дает такую встречу с Иисусом, и кажется, что это литература такая, но на самом деле нет. На самом деле так он нам передается через желание и старание вот этих учеников, апостолов, последующих – из поколения в поколение передается, так что повторяю, это не просто тексты, это то, что держится на молитвах многих поколений людей. Это все всаживается прежде всего невидимым образом, не психологическим образом, в сердца наши. А кому-то даже и до головы доходит. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Share
|




Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website