Проповедь 18 сентября 2011 (Византийский обряд)
Октябрь 4, 20112 Кор 1, 21 – 2,4; Мф 22, 1-14
Отрывок не очень понятный. Нужно знать, что происходило в отношениях Павла и этой общины. Известно из Деяний Апостолов, из текста апостола Павла, что он много занимался с этой общиной, потом уехал, в общине, естественно, начался поиск других авторитетов, которые были бы как наседка для цыплят. Много было всяких безобразий с точки зрения и веры, и нравственности, и Павел им написал серьезное письмо, разгромное. Похоже, что после этого письма они перепугались, стали наводить порядок и, по-видимому, довольно жестоко обходились с нарушителями, которых Павел в первом письме ругал. А с Павлом в этот период произошла другая история, об этом мы читаем и в Деяниях Апостолов, и в начале 2 Послания к Коринфянам. Он двинулся по городам Малой Азии, Македонии, и там его здорово прижимали, временами он думал, что ему конец. И в тюрьму его сажали, и избивали до смерти. После всего пережитого он уже пишет коринфянам ласковое письмо, поддерживающее, что тогда, мол, я в первом письме поругался на вас, но вы уж так не переживайте, это я не со зла, а из любви к вам, чтобы поддержать вас, люблю вас очень, Христос вас любит. Психологическая схема вполне житейская. Для того, чтобы быть к людям помягче и поснисходительнее, самому надо потерпеть как следует.
Евангельская притча тоже очень прозрачная, в Евангелии от Матфея Иисус говорит уже в Иерусалиме, в последний свой приход в Иерусалим, и там серия притч, диалогов, из которых становится ясно, что иудейская церковь, иудейское церковное начальство не принимают Иисуса и тут видно уже, что ничего с этим не поделаешь, и Иисус в этих притчах просто открывает, что будет дальше. То есть город, о котором говорится в притче, — это Иерусалим, конечно, город, в котором всегда убивали пророков. Разгневавшись, царь уничтожит этот город, сожжет его огнем и никого в живых не оставит. Пророчество в жанре Иоанна Крестителя. И дальше евангелист Матфей словами Иисуса в этой притче указывает перспективу – царь пошлет гонцов на дороги за пределом города, будет звать всех других. Но это не означает, что любой приходи и ешь и пей и радуйся на этом мессианском пире. В конце притчи суровое предостережение о человеке, который оказался не в брачной одежде на брачном пире. Не в белой одежде, а в грязной. Грязному человеку нечего пытаться припереться на этот пир, не желая переодеться или не понимая даже, что надо переодеться в чистое. Это для человека не страшно, просто он должен предварительно пройти процесс очищения, который мучителен для всех. Чем раньше мы это сделаем, тем лучше. Это по текстам.
Предвидя вопросы, которые потом ко мне возникнут, о том, как я провел духовные упражнения, и какие там были откровения. Расскажу в двух словах. В этот раз в пустыню я уплыл с ясной задачей — пережить потерю мамы в духе Божием. Механизм простой – там все время какая-то занятость, все время тяжелый физический труд, но в промежутках я просто читал избранные тексты из Евангелия. Читаю, и с каждым днем усиливается ощущение непробиваемой бетонной стены между нашим миром и тем, невидимым. Я сначала не обращал на это внимания, потом ночью как-то до меня дошло или озарило, что я страшно боюсь смерти, потому что я вижу за этим черноту и больше ничего. А потом на следующий день близилась годовщина смерти моего отца, у них с мамой оказался месяц разницы по календарю, и я вдруг на мессе, а может и нет, уже не помню, но молился в то время, подумал, как им радостно соединение через много лет, у них любовь была, но отец умер намного раньше, чуть ли не в сорок лет. И тогда для меня был удивительный опыт, я ощутил, как на меня пошел поток любви от них, папы с мамой. И поток такой силы, что мне не удавалось его с естественным опытом, который я переживал, сравнить. Утопал в этом прямо. И после этого ощущение стены и чернота пропали начисто. И до сих пор сохраняется ощущение проницаемости этой границы между мирами. Ну и потом я пытался какую-то психологически-богословскую рефлексию над этим делать, и особых глубин не получилось, но было просто понимание того, что человек устроен таким образом, что, по-видимому, один из самых мощных каналов для передачи любви Божией, это родители и образ родителей, который остается уже после их смерти.
© Священник Сергей Николенко 2011