Проповедь 7 июля — Суббота 13 рядовой недели (латинский обряд)
Июль 8, 2012Если так просто рассуждать, то если бы Иисус случайно не оказался евреем, то никакого Ветхого Завета мы бы сейчас просто не знали, не имели бы к нему интереса, и не думали бы о том, что в этой книжке что-то особо важное про Бога можно прочесть. Может быть, это не такая глупая мысль, потому что были уже более или менее сложившиеся монотеистические религии в мире к моменту появления Иисуса – зороастризм был. Да и, наверное, какие-то другие, о которых мы сейчас не знаем как следует, ибо столько времени прошло. И потом удивительные произошли вещи – Иисус был евреем, и апостолы, через которых нам эти тексты библейские перешли, тоже были евреями, а дальше христианство пошло в другой мир, в другую культуру, в Римскую империю, которая, в отличие от иудаизма, была очень широко открыта к другим религиям, к другим культурам, она всё впитывала как губка и принимала. Но в центре были эти культы римских богов, культ императора, и это было нечто принципиально отличающееся от иудейского представления о Боге. Римские боги – это были такие ясные проекции человеческого общества на небесную жизнь. Тогда как иудейский Бог, это было совершенно непонятно что и непонятно кто. И на Него ложился образ и царя, и отца, и матери, и военачальника, и нежно любящего супруга – всё годилось для этого Бога в равной степени и в равной степени не годилось, потому что Он был за пределами познания. И этот иудейский Бог обрел в греческой и римской культуре, может быть, новые измерения. Было больше развито, может быть, космическое измерение, и такой как бы вселенский характер этого Бога. Для этого использовалась философская мировоззренческая терминология и понятия, которых в иудейском словаре просто не было. Иудеи думали о Боге, прежде всего, в терминах межличностных отношений. Понятие истины есть во всех авраамических религиях и имеет ясно выраженный божественный смысл. Во многих других религиях понятие истины просто не присутствует как фундаментальное. А в иудаизме, в христианстве эта истина оказывается неразрывно связана со справедливостью в человеческих отношениях, и с такой высшей формой справедливости, которая одновременно выглядит как несправедливость, и которую называют затасканным словом «любовь».
В целом в иудейском народе христианство не приобрело такой популярности, как у язычников. Можно делать скидку на исторические события, историческую катастрофу, приведшую к рассеянию евреев по миру и по Европе прежде всего, а можно сделать вывод о том, что христианство у иудеев не пошло именно потому, что они не видели в нем ничего исключительного. Не видели ничего такого, что дало бы какой-то прорыв по отношению к Богу по сравнению с иудаизмом. Мессия – да, понимался как человек, обещанный Богом, но до сих пор в иудаизме эти мессии появляются, и кто-то их признает, кто-то нет, какие-то ветви признают, какие-то нет, и никакого космического или даже надкосмического переворота в этом не наблюдают. Как, собственно, не наблюдали и апостолы эти первые, ученики Иисуса, которые мыслили вполне в традиционных терминах, иудейских.
И потом с течением веков иудеев сначала терпят в христианской Европе, иногда вешают на них все беды, эпидемии, автомобильные катастрофы. И только когда Европа становится секулярной и оказывается, что эти еврейские ростовщики-банкиры, которым задолжали все европейские монархи, обретают статус полноценных граждан, только тогда к евреям появляется уже сознательная классовая ненависть как к людям, которые лучше умеют устраивать финансовые дела в капиталистическом мире. И только тогда антисемитизм становится полновесным, потому что на смену угасающему религиозному, теологическому антисемитизму приходит более полновесный классовый антисемитизм. Но эти два антисемитизма сегодня друг друга поддерживают, и поддерживают на бытовом уровне. И, конечно, в нашей стране, на которую с таким усилием пытаются напялить православное лицо, антисемитизм возрождается в теологической форме. Еврея, конечно, и можно крестить, но с большой осторожностью, потому что всегда стоит от него в церкви ожидать каких-то неприятностей. И никогда его душа не будет такой особо христианской, как душа русского человека. Это беда, которая сейчас возродилась и цветет, и будет усиливаться какое-то время. И, собственно, это с одной стороны и грех бытового православия, но и грех – определенный исторический грех – еврейского народа. Народа, который, выживая во враждебной в религиозной отношении Европе, часто шел по пути наименьшего сопротивления. Грех меньшинств не обошел стороной и еврейский народ.
Это такая беда в нашем греховном мире, когда при конфликте большинства и меньшинства вина есть на обеих сторонах перед лицом Бога. И эта вина искупается всегда очень тяжело, искупается мученичеством, и прежде всего мученичеством осознанным, добровольным. Настоящая жертва перед лицом Бога – это та жертва, у которой есть возможность избежать этого пути, но ценность истины оказывается выше – истины и любви. И это суть искупительной и спасающей силы Христа и христианства как такового. К сожалению, до такой жертвенности мы чаще всего не дотягиваем. Да, действительно, в Церкви очень много говорится от лица Бога, но мало делается. Серьезному человеку Церковь принять трудно, особенно человеку, не имеющему социального опыта, — опыта того, как вообще в больших людских объединениях очень трудно чего-то осмысленного добиваться. Может быть, не случайно поэтому в Церкви середины 1 тысячелетия много и отцов, и епископов, и святых было из тогдашних государственных деятелей – префектов городов и так далее. Людей, понимающих, как трудно идут общественные изменения к лучшему, и тем не менее людей, у которых не опускались руки на этом пути.
Ну и последняя вещь, о которой я хотел бы сказать, это то, что протесты против Церкви характерны также для людей, просто не способных жить в ладу с собой. Я имею в виду неуверенность в себе самом, которая проецируется на свою предполагаемую несостоятельность после крещения. Предполагаемую несостоятельность жизни в Церкви. Это может иметь форму преувеличенного страха нападок дьявола изнутри или снаружи. Может иметь форму такой преувеличенной, казалось бы, притягательности дьявола и его соблазнов. Но чаще всего есть в этом всем невротическая составляющая, и выход из нее состоит в том, что человеку нужно просто научиться хорошо жить, жить как доброму человеку с ощущением внутренней разорванности, нецельности. Цельность, она как ощущение дается не всегда и не всем, и это не самое главное в жизни, это не главный дар Бога в жизни. А вторая вещь, — просто нужно достаточно хорошо знать, что такое Церковь, что в ней происходит, как происходит, что такое богословие, какие вещи в богословии являются действительно важными, и о каких вещах Церковь говорит с однозначностью, а в каких вещах представители Церкви просто делают вид, что знают волю Бога и выдают собственные соображения за волю Бога. Но это всё относится, скорее, уже к практике жизни в Церкви. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2012