Проповедь 3.06.07
Июнь 7, 2007Всех святых
Евр 11, 33 – 12, 2; Мф 10, 32-33, 37-38; 19, 27-30
В этом евангельском чтении Иисус говорит, что только Он должен быть на первом месте в жизни. Здесь Он говорит об этом в драматическом ключе. Мы привыкли к тому, что нет необходимости оставлять родственников, имущество, нужно просто осветить их новым светом через Христа. И тогда наша любовь к ним в этом свете станет любовью ко Христу, наши отношения с ними станут христианскими.
В этом смысл слова «христианский» – когда всё исходит из этого центра. Личность Христа, к которой мы пытаемся себя обратить и обращаем, – мы постигаем ее из Евангелия, из учения Церкви, то есть из нашего опыта священного, и одновременно из человеческого опыта, восприятия людей, отношений с людьми. Эти вещи друг друга подпитывают и образуют нашу жизнь, общение с Богом через Христа.
Но, конечно, есть и напряжение. Обман, на который легче всего пойматься, – это искренность. Вообще говоря, это просто чувство: то, что я говорю или делаю, говорится и делается без внутреннего сопротивления, органично, естественно. Точно так же, когда я в других людях эту естественность вижу, я считаю, что они искренни. Но искренность – просто чувство, которое может быть, а может не быть. Иногда правда выражается на фоне искренности, а иногда – на фоне сомнений, внутренних борений, просто напряжения. Поэтому всё время приходится проверять себя – как это ни странно звучит для таких прогрессивных людей – по учению Церкви. Не просто по Евангелию. Евангелие – это книжка. Сегодня ее прочтешь так, завтра иначе. А плод коллективной многовековой работы, непрестанной попытки соединить жизнь и Евангелие – это учение Церкви. Само по себе, как бумага, учение Церкви ничего не значит. Это тексты. В них зафиксировано, как Учение Церкви живет в ней. Магистериум – то, что в Церкви рождается из любви к Богу, из ответственности перед Богом. Эти вещи нельзя заучивать формально и некритически, их надо пережить.
Главное, что приходится переживать, – честность. Наши группы ее парадоксально воспитывают. С одной стороны, я учусь прислушиваться к собственному голосу и к вещам, которые группа мне говорит. С другой стороны, это получается, если я могу не привязываться сердцем ни к собственной правоте, ни к правоте группы.
Чудная вещь. И тогда есть возможность действительно ставить Иисуса на первое место. Я должен сказать, как в послании в Евреям (12, 4) говорится: за эту правду Божию мы не до крови еще сражались. Да, до психосоматических заболеваний, истерик. Но это было связано в основном с переживанием собственного упрямства, твердолобости. А так, чтобы до крови сражаться за Божию любовь, Божию истину, Божию чистоту – этого еще не было. Поэтому хвастаться нечем.