Проповедь 23 июня 2013 — Пятидесятница
Июль 8, 2013Деян, 2.1-11; Ин, 7,37-52; 8,12
Мы полагаем, что Церковь — это такое особое общество, которое отличается от всех других возможных обществ. Эти многочисленные общества бывают построены, по сути дела, на одной личности, — на личности основателя, харизматической фигуры. И вот Церковь тоже построена на одной личности. Так или иначе, в любом обществе его члены, чтобы поддерживать свою идентичность, вынуждены обращаться к личности основателя. Если они неверующие, то они это называют воспоминаниями, если верующие, то молитвой. Мы говорим «сильная личность». Что мы имеем в виду? Обычно мы подразумеваем, что это человек, который имеет сильное влияние на других. И это влияние имеет место, даже когда этот человек физически не присутствует: все равно бывают многие связи, видимые и невидимые, которые оказываются как бы каналами, по которым переносится сила личности этого человека. Если в пример приводить Сталина или какого-то еще подобного властителя, то одним из основных каналов для передачи силы его личности является человеческий страх. Мы боимся, мы друг друга заражаем этим страхом, через это передается дух, харизма этого человека, основателя. Находясь в Церкви, мы осмеливаемся претендовать на то, что дух Иисуса, который нас объединяет и пронизывает, это дух Бога. Это дух той силы, которая сотворила нас, и которая в некотором отношении более реальна, чем мы, – творец более реален, чем творение. Мы приходим в мир и уходим, а Творец остается. Приходим мы по законам, по механизмам, которые Творец установил, и уходим тоже.
Вопрос в том, уходим ли мы из этого мира и пребываем ли мы в этом мире в Его любви, будучи согласными с потоками этой любви, или пытаемся эти потоки игнорировать и двигаться в другую сторону, в какую сами хотим. Из этого движения «против» по большому счету не получается ничего, хотя временные и видимые успехи на этом пути достигаются, вы сами это прекрасно знаете. Движение по Духу, оно и легко, и трудно. Трудно в том отношении, что направление этому движению указывает чистота сердца. Не поверхностная искренность, за которой может скрываться и испорченность, и вранье, а настоящая чистота сердца, которая в глубине находится. Движение к этой чистоте трудно. Но жить согласно любви Божией на самом деле легко. Становится видно, что те неудачи, которые нас преследуют, — это неудачи второго сорта. То, от чего люди неверующие бесятся, и сходят с ума, и пребывают в отчаянии. Человеку, который ощущает благодать, исходящую из чистого сердца, эти вещи представляются не такими важными. Конечно, об этом легко повествовать, но получить опыт личный опыт того, о чем я говорю, и удержаться в этом опыте не так просто.
Не знаю, насколько уместен будет следующий пример. Недавно я был в Троице-Сергиевой Лавре, попал туда по дороге. Лавра сейчас ремонтируется, — по-видимому, к 5 июля, к празднику Сергия из нее такую конфетку делают. И удалось попасть только в храм, где лежат мощи самого Сергия Радонежского. Народу там немного, человек 25-30, может. Это был будний день, небольшая вереница поклониться мощам. Я тоже в эту очередь встал, поклонился. И вот, когда я вышел, был такой опыт, — я как бы провалился в страшно тяжелую атмосферу. Атмосферу греха, смешанного с фанатичным поклонением. Я несколько секунд в этом пребывал, потом это волевым усилием с себя стряхнул, осмотрелся, посмотрел на людей. Когда я последний раз там был, лет двадцать или уже больше назад, другие люди там были. В основном были какие-то пожилые женщины, бабушки и сумасшедшие. А в этот раз большая часть людей активного возраста, на вид вполне социализированные, благополучные.
Но я к тому, что святость это не то, что благоухает. Святость — это то, что притягивает на себя и грех, и мерзость человеческую, и глупость человеческую. И это нормально. Если мы в Церкви, если мы претендуем на святость, мы не должны ожидать, что вокруг нас будет атмосфера благоухания. Атмосфера будет примерно такая, как я описал – атмосфера человеческого греха, о которой сказал современный мистик монах Софроний Сахаров, выходец из школы оптинских старцев. Не знаю, его эта фраза или нет, но он сказал: «Держи ум во аде и не отчаивайся». Это, конечно, не значит, что Бог не дает утешения и радости.
И вот еще одна вещь, — это то, что Духа Святого мы узнаем по тому, что это Дух правды. И этот Дух правды проявляется в Церкви на самых разных уровнях. Сейчас мне очень приятно и любопытно бывает читать выступления и проповеди нынешнего Папы, нового. Он еще только попал на это место, попал неожиданно для себя, и у него в голове как бы магнитная буря , очень большая творческая активность, и он говорит такие свежие вещи. Точно так же, как папа Иоанн Павел II, когда только стал папой, тоже поначалу говорил такие свежие вещи, которые в Католической Церкви 70-х годов не звучали до него. Он очень ясно говорил, что та социалистическая система, которая была построена, это зло. И это находилось в противоречии с политикой предыдущих руководителей католической Церкви, но это позволило разрушить систему зла.
И вот нынешний папа говорит в терминах революции. Слово, которого последние двадцать лет католическая Церковь страшно боялась. Говорит о том, что Иисус Христос -это революционер, человек, духом которого происходят очень резкие изменения в человеческом сердце, примерно как с обращением апостола Павла. И другие вещи он говорит. Недавно он выступал перед духовенством Рима как епископ города Рима, и в одном из фрагментов выступления он напомнил притчу о пастухе, у которого 99 овец, и одна овца потеряна. Папа сказал: вы подумайте, у нас-то ситуация точно противоположная, у нас в стаде осталась 1 овца, а 99 гуляют за пределами Церкви. А мы сидим, не высовываем носа за ворота и занимаемся только этой единственной овцой, кормим ее, гладим, утешаем. Говорит, что община, которая замкнута сама в себе, которая занимается только своими членами, — это мертвая община, в ней нет Духа. Нужно выходить к людям, навстречу неприятностям. Две вещи, которые Дух дает, — это терпение и мужество. И терпение, и мужество проистекают из одного источника, о котором я уже говорил. Дух — это голос реальности Бога, реальности, которая в отличие от любой другой реальности, которая окружает нас, не подверглась порче грехом. И на эту реальность мы можем опираться. Церковь нам дана как общество, через которое мы имеем доступ к божественной реальности в Святом Духе. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2013