Человек как открытая система
Март 5, 2008Человек целен, но человек — это система принципиально не завершенная и не замкнутая. Человек всё время находится, можно сказать, в изменении. Но кажется более уместным выразиться, исходя из достоинства человека: в постоянном становлении. Меняются условия жизни, со временем меняется сам человек. Сначала детство, затем зрелый возраст с, как правило, творческими внешними задачами. Потом наступает старость, когда из-за старческих немощей круг задач меняется. Условия всё время меняются, и надо в этих условиях оставаться человеком. Это значит, что здоровый человек — тот, кто настроен на изменения, но, естественно, почти всё время запаздывает за изменением условий. Это фундаментальная вещь.
Есть банальная загадка: какие часы лучше — которые показывают правильное время раз в четыре года или два раза в сутки? Через четыре года — значит, они отстают или спешат на минуту в день. А те, что два раза в сутки — вообще стоят. Это к тому, что именно в силу способности приспосабливаться к изменениям различных обстоятельств, сохраняя достоинство личности, человек оказывается не очень успешным.
Можно привести в качестве примера психопата. Это бедный человек, который не в состоянии справляться даже с достаточно небольшим напряжением в делах — эмоциональным, интеллектуальным, другим. Если уровень напряжения зашкаливает, тогда его природа действует так: он теряет контроль над собой, начинает орать, крушить, ломать и тем самым успешно выполняет задачу — не заболеть еще больше или даже не погибнуть в данную минуту. В этом смысле он более успешен, чем человек, у которого есть цель выйти из положения, сохранив достоинство себя как человека.
Итак, успешность оказывается ограниченной, и, соответственно, здоровье человека — ни нравственное, ни психическое, по большому счету по успешности оценивать нельзя. Конечно, психопатия — это уже медицинский случай, когда человек не может доводить до конца достаточно простые дела. Более или менее способный к социализации человек окончил школу, получил специальное или высшее образование, то есть прошел общественные проходные, которые показывают, что человек пригоден к общественной деятельности. Но дальше на успешность как на признак здоровья ориентироваться нельзя. Еще и просто потому, что есть иллюзии, с которыми человек, хочется сказать, приходит в этот мир.
Иллюзии
Иллюзии — неотъемлемая часть процесса жизни. В обиходной речи все привыкли, что иллюзии — это плохо. Плохо фиксироваться на иллюзиях, когда уже видно, что реальная жизнь в них не укладывается. Но без иллюзий не построишь никакого мировоззрения, и в этом отношении они необходимы как рабочая гипотеза.
Если человек хочет последовательно и разумно жить, он должен себе построить некоторую модель реальности, в которой живет и добивается своих целей. Допустим, он хочет быть ученым (Сейчас мало кто хочет этого, но когда-то хотели). Это значит, что он должен построить такую модель мира, в которой научное познание мира имеет очень большую ценность, и ради этого стоит жить. Эта картина мира на самом деле многомерная, но она вся состоит из иллюзий. Иллюзии — это обязательные элементы, скрепляющие в определенных частях мировоззрение, чтобы оно не развалилось и человек не оказался без смысла и без цели в распадающемся мире. В процессе жизни здоровый человек постепенно от одних иллюзий отказывается как от неосуществимых.
Допустим, на средних курсах института упомянутый человек обнаруживает, что крупные ученые при ближайшем рассмотрении довольно далеки от человеческого идеала, будучи довольно слабо развитыми в нравственном, человеческом отношении. Это подвигает его к поискам в сторону от идеала научной профессиональной деятельности. Новая цель, новое направление в жизни требует новых идеалов, новых иллюзий. Возможно это будут иллюзии религиозного плана: что возможно все задачи решить на путях личного прямого и непосредственного общения с Богом. На это уйдет какое-то количество лет.
Во времена этих крушений и кризисов человек становится и неуспешным, и неудобным для общения, и неприятным и больным. Выглядит как больной. Но понятно, что эта болезнь является признаком здоровья, признаком того, что он меняется. Отступая от темы, вообще можно говорить, что то, что в обиходном понимании называют болезнью, на самом деле есть проявление человеческого здоровья. Человек борется. Организм его борется, душа его борется.
Пример иллюзии.
В первой половине XX века решили построить социализм в России, Построили, увидели, что построенное не работает. Это значит, что в изначальных представлениях о человеке и об обществе была какая-то ошибка, иллюзия. Кто-то эту ошибку признаёт, а кто-то, уперто закрывает глаза на, казалось бы, очевидные вещи и говорит: нет, давайте опять построим социализм, опять всё будет хорошо (!). Это пример того, как цепляются люди за вещи, про которые другим понятно, что это иллюзии. А им это непонятно. Почему непонятно? Для этого нужно обсудить темы страха, гордости и эгоизма.
Терминологические замечания
Снова нужно очень аккуратно очертить терминологию. Введем ее исходя из позиции человека по отношению к своему неблагополучию. Если человек с этим неблагополучием борется и считает возможным избавление от него, обозначим это как болезнь. Если человек видит нравственную и духовную неправоту в себе, грех перед Богом и видит в этом причину своего неблагополучия и недомогания, его позиция тогда — покаяние. Такое нездоровье назовем грехом. Наконец, если видно, что с этим неблагополучием невозможно ничего сделать и нужно с ним продолжать жить, принять его, жить как хороший творческий человек, не тратя усилий (как правило, непропорционально затратных) на избавление — это назовем слабостью или немощью. Итак, три базовых понятия, вытекающих из позиции человека: болезнь, немощь и грех.
Каждый для себя может подставить конкретные значения. Но вот в чем дело. Как правило, и это нормально, у человека присутствуют все три позиции одновременно. Рассмотрим, к примеру, заикание, логоневроз. Трудное заболевание, потому что оно комплексное. Затрагивает не только речевой аппарат и нервную систему, но ему сопутствуют и серьезные психологические нарушения — это невроз. Всегда есть страх речи. Нужно для себя определить, в какой мере есть нужда от этого излечиться и какие силы следует затратить на излечение. Эту задачу обычно человек решает, не привлекая высоких рассуждений. Он просто видит, что какое-то время полечился, поработал, стал чувствовать себя или функционировать получше настолько, что это уже видимым образом не мешает жизни. Ну всё, дальше можно над этим не работать. И дальше пусть это остается как немощь. Немощь, опять-таки связанная с общим физическим состоянием и прочим.
Грех также присутствует в той мере, в какой проявления логоневроза завязаны были в системе страха перед жизнью, недоверия к жизни, гордости, эгоизма, в этом нужно каяться. Но каяться в этом нужно не потому, что есть какие-то внешние дефекты поведения, а потому что есть другие стороны моей жизни, очень важные, в которых искажена позиция перед Богом. На самом деле, нужно каяться, потому что искренность и честность перед Богом — основа всего.
Есть зависимость между сохранением достоинства человека и этими тремя позициями. Взять такое нарушение как дисморфофобия. Бывают дефекты внешности, которые неприятны людям и требуют от них определенных усилий для симпатии. Но существует немало случаев, когда человеку с обычной внешностью у собственный вид кажется не просто непривлекательной, но кажется, что его нешность виновата во всех его жизненных неудачах. Тогда человек прикладывает гигантские усилия, тратит деньги на модную одежду или на пластические операции. Как бы на лечение. Тогда как достоинство «образа и подобия» Божия подвигает на то, чтобы принять свою внешность, покаяться в гордости, и понять, что в свете Провидения Божия настоящие успехи никак с внешностью не связаны.
Следует заметить, что в разделении, проведении границы между болезнью, которую надо лечить, и немощью, которую надо принять, да и с грехами тоже — работает в полной мере различение духов. Нужно провести такое разделение в себе, в другом человеке. Если община, которую можно назвать терапевтической, пытается такое разделение провести в своем брате или сестре, чтобы определить стратегию обращения с ними, то такая стратегия основывается на сотрудничестве с Божественным Проведением. Лечение всегда не монологично.
Определения здоровья оказываются также парадоксальными. Существует традиционное разделение здоровья на телесное и духовное. Последнее рассматривается сугубо по отношению к благодати и греху. Проблема в том, что грех — это тайна, это не отдельные поступки, приносящие зло. Свобода человека уменьшается в перспективе и греха и слабости и болезни.
Допустим, есть очень старый человек, у которого обнаружили метастазирующий рак. Понятно, что болезнь прогрессирующая. Есть ли для него смысл предпринимать огромные затратные усилия, чтобы избавиться от этого недуга? Очевидно, что решение ограничиться приемом болеутоляющих препаратов в меру здравомыслия, покажет наличие определенного здоровья с его стороны и со стороны его окружения: родственников, медицинского персонала. И наоборот, пытаться излечиться от рака с такими усилиями и затратами, которые для этого нужны в этом возрасте оказываются проявлением существенного безумия и нездоровья.
Здоровье и здравомыслие связаны. Но здравомыслие — динамичная вещь. Человек не мыслит здраво всё время. Есть люди с нарушениями интеллекта, которые не могут сами строить каркас своей жизни. Их здоровье соединено со здравомыслием тех, кто о них заботится.
Сейчас шла речь о внешних, общих вещах, касающихся различения здоровья, болезни. Дальше следует двинуться вовнутрь человека. Нужно попробовать выработать основные категории, для того чтобы понять, что делает с человеком грех, что делает благодать, на уровне болезни и здоровья.
Краткие итоги
Терминология — болезнь, слабость, грех — была введена исходя из позиции человека, исходя из того, что он старается с собой делать. Это будет существенно в дальнейшем.
Рассмотренные парадоксы здоровья обнаруживаются, если рассматривать личность не только богословских позиций, но и с позиций философской антропологии, психологии. Было сказано, что грех и метафизическое зло поражает всего человека или, социально, всё человечество, при этом последствия этого поражения распределяются очень причудливо и таинственно между людьми. Нужно вернуться к личности человека и понять как личность может реагировать на этот беспорядок.
© о. Сергей Николенко 2008