Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 5 июля 2015 — Неделя 5-я по Пятидесятнице

Август 18, 2015

pope-environment

Рим 10, 1-10; Мф 8, 28 – 9, 1

Послания апостола Павла очень трудно читать, потому что он соединяет приемы греческой риторики, которым его научили в гимназии, с традициями иудейской литературы Премудрости. В частности, одну и ту же мысль повторяет дважды разными словами, так что у современного читателя складывается впечатление, что говорится о разных вещах, а на самом деле все одно и то же. Как тут говорится: «Но что говорит Писание? …если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим 10, 8-10). Это все масло масляное – что праведность, что спасение, что уста, что сердце, потому что нормальный Божий человек, он такой целостный: что у него в сердце, то и на устах, то есть, в поступках.

Вы знаете, что вышла энциклика Папы про экологию. Энциклика большая, с детальным анализом всех основных сторон, касающихся вопросов взаимодействия человека с природой и с самим собой как с частью природы. С Богом, с людьми и с неживой природой. Почитать эту энциклику стóит, когда появится перевод, но есть извечная проблема документов, которые написаны для более широкого круга людей, чем христиане и, в частности, католики. Есть позитивные призывы к тому, чтобы любить Бога, людей, землю, призывы к умеренности, к ограничению своих потребностей ради этого всего, ради достижения гармонии. Пафос энциклики, как обычно у этого Папы, направлен на защиту бедных народов и бедных масс. Эти бедные народы вынуждены во многом использовать ресурсы земли: огороды, ловля рыбы, какое-то подсобное хозяйство с небольшим скотом и все тому подобное. И вот эти огромные массы людей оказываются совершенно беззащитными перед загрязнением. Загрязнение воды, земли, воздуха – то, что осуществляется в индустриальном масштабе огромными промышленными и сельскохозяйственными кампаниями: удобрения, инсектициды, которые отравляют воду, и прочее. Призывы к развитым государствам, к государствам, которые вроде бы занимаются экологическими вопросами, но делают это в совершенно технократической постановке, не понимая простых вещей, которые понятны верующим. Таких простых вещей, как то, что все взаимосвязано. То хорошее, что мы делаем для себя, может иметь вред для других людей, для будущих поколений. Такие вот вещи. Это все очень полезно, Папа пишет разумно, захватывающе, что земля плодородна, что этого плодородия, если его беречь и умножать, хватит на всех. Но чего там нет? – так вот того, о чем мы сегодня прочли в Евангелии.

Бесы, которых Иисус вытащил из бесноватых, вошли в свиней, и все стадо, обезумев, бросилось с обрыва, толкая друг друга. Вот эта духовная бесовская реальность, за которой стоит дьявол, это реальность, перед которой человек бессилен. Кто такой Иисус для нас? Человек, показавший нам путь преодоления дьявольской реальности. Можно было сколько угодно этих бесноватых призывать к терпимости, к заботе о ближних, к умеренности, это все было бы без толку. Нужно было изгнать из них этих бесов.

Это все, конечно, делает мой христианский оптимизм весьма ограниченным. То есть, мой прогноз таков: да, человечество начнет объединяться и предпринимать какие-то решительные шаги перед лицом экологической катастрофы. Но когда? Когда будут запущены уже необратимые физические и биологические процессы. Потому что эти системы, которые мы называем экосистемами, устроены так: система как бы долго терпит, пока у нее еще есть ресурсы восстановления, и можно все портить, все делать по-своему. Но в какой-то момент эти ресурсы самовосстановления будут исчерпаны, и тогда окажется, что запущены настолько мощные геофизические и биологические процессы, что возможности человека повлиять на ситуацию окажутся ничтожны. Тогда потребуется прямое спасительное вмешательство Бога. Каким оно будет, сейчас непонятно, но картина конца мира мне представляется примерно в такой вот перспективе. Пытаться какими-то косметическими средствами и призывами этот конец мира оттянуть – это детский сад, это наивно. Это как дойти до дна. С другой стороны, достижение дна, конечно, чревато непредсказуемыми потерями и угрозами для человечества. Вот такая у меня получилась апокалиптическая проповедь. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website