Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 9 июля 2015 — Четверг 14 рядовой недели

Август 18, 2015

Egypt-Israel

Быт 44, 18-21. 24-29; 45, 1-5; Мф 10, 7-15

Хочется всех чем-нибудь развлечь. Евангелие такое правильное, что про него просто тяжело что-то сказать кроме цитирования. А Ветхий Завет – там все так чуднó по сравнению с Евангелием. К. вчера говорил проповедь по тому же сюжету: история Иосифа и братьев. Нужно было связать этих братьев и двенадцать апостолов, эту связь, которая по-школьному преподается в катехизисе как данность. Но К. пошел копать в глубину. В истории Иосифа есть всякие завитушки – и трогающие нас за душу, и чуждые нам, потому что эти братовья, которые загнали Иосифа проходящим барыгам, потом в исторических книгах выступают как достойнейшие родоначальники колен Израилевых. Но на мой взгляд это все неважно, а важна другая вещь: это маленький Израиль и большой Египет на самом деле настоящие братья. Период, когда Иосифу удалось занять столь важное место при фараоне в Египте и сделать много полезного, для исторической памяти Израиля исключительно важен. Точно также в книге Бытия взаимоотношения фараона с Моисеем родственные, и это тоже важно: с одной стороны, египтяне притесняют этот несчастный маленький народ евреев и все такое, с другой стороны, Моисей разговаривает с фараоном «вась-вась» и для израильского сознания, для сознания боговдохновености Моисея это тоже очень важно.

Нынешняя история, в которую вплетены Израиль и арабские народы, тоже очень непростая, потому что нет стопроцентного противостояния, как нам пытается показать ветхозаветная библейская идеология. Во времена Исхода, по-видимому, значительная часть евреев никуда не ходила, а так и жила в окружении других семитских народов и арабов. Точно так же и сейчас стопроцентного противостояния нет, а какие-то арабские государства имеют дело с Израилем, блокируются с Израилем. Отношения с Палестиной тоже на самом деле очень неоднозначные. Это как бы живые примеры того, как осуществляется братство народов. Россия – Украина, Россия – Европа, Россия – Америка: все это идет по такой схеме, где сосуществуют вражда и привязанность. Мелкое торгашество соединяет народы и одновременно разъединяет их, какие-то высокие религиозные идеалы тоже соединяют и разъединяют.

Когда мы переходим на наш уровень, на уровень маленьких людей, которые смотрят телевизор, то нам скармливают эти проблемы межнационального и международного масштаба, просто чтобы нас занять и нами поманипулировать. Но эти проблемы реально есть, и когда мы разговариваем с украинцами в России, со знакомыми католиками, с американцами, с ирландцами – неважно, есть это братство и вражда. И Бог нас вынуждает выходить в общении на евангельский уровень. То, что называют «христианским общением», это очень фальшивая вещь. Я помню, с сестрами как-то беседовал, с нашими, и они сказали, что вот хотят мне что-то доброе сделать, и я у них спросил: это вы хотите по-христиански или по-человечески? Это для них была такая неудобная формулировка. В том, что называют христианским общением, я повторяю, фальши много. Нужно, чтобы это христианское общение стало в нас человеческим. Трудность во взаимоотношении с исламом, как я вижу на нашем уровне, это трудность другой модальности, то есть нам с нашими мусульманами общаться так же трудно, как с нашими невежественными православными. Это один и тот же уровень: на практике опираться на грубые мотивы и оперировать для достижения благородных целей страхом, а не любовью. Вот это мы встречаем все время в историях про Иосифа, про Авраама. Но там через это пробивается любовь Божья. Надо проникать на этот уровень. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2015

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website