31 января 2016 — Неделя 35-я по Пятидесятнице
Февраль 27, 2016Богатый парень стремится к совершенству, но не может освободиться от богатства. Как мы сейчас сказали бы, богатство дает ему ощущение, что у него все в порядке, можно не бояться за завтрашний день, за положение в обществе. Никто не будет обращаться с ним пренебрежительно, пока он богат. Он просто не может отделиться от всех этих вещей, которые у него ассоциируются с богатством. По большому счету, дело не в материальных вещах, не в имении, не в материальных ценностях, которые у него есть. А в том, что человек не может отделиться от ощущения благополучия – оно ему нужно больше, чем что-либо другое. Мы видим, что это не получается. Если бы Иисус сказал: «Половину имения отдай нищим», он бы поскрипел и отдал. А Иисус ему говорит: «Ты хочешь быть совершенным. Совершенным человеком, который всецело находится в руках Божьих. Отказывайся от того, что ты сам себе пытаешься устроить». Думаю, если бы этот парень совершенства не попросил, то и Иисус с ним бы так не разговаривал.
Для меня важно, что в этой же главе несколькими строчками выше находится история о Мытаре и Фарисее. Для Луки это одно и то же. Фарисей – аналогичный человек, который не может отделиться от чувства праведности. Это ощущение праведности для него высшая ценность. Ради этого он всё делает по правилам, как надо. А мытарь постоянно живет с чувством вины, это тоже беда. Отчасти у него это чувство вины из-за того, что он никак не может перестроить свой образ жизни, быть хотя бы как фарисей по внешнему рисунку поведения, по видимым поступкам. Отчасти он уже привык к этому чувству вины и не боится его. Вот эти три человека.
Иисус говорит о мытаре, что мытарь все-таки перед Богом будет получше, чем фарисей, потому что не пытается заморозить свое чувство вины. У фарисея оно тоже есть, но он защищается ощущением праведности. Надевает на себя роль праведника и пытается в этом жить. А чувство вины все равно есть, потому что как можно перед Богом грешному человеку без чувства вины?
Эти истории, которые собрал Лука, как раз и показывают безвыходность нашей человеческой ситуации: мы никак не можем быть действительно благополучными. То благополучие, к которому мы стремимся, обязательно оказывается лицемерием перед Богом. Поэтому у учеников возникает вопрос, кто же может спастись. Никто не может – Бог спасает, несмотря на это всё. На самом деле тут есть два тезиса. Первый – это то, что спасает Бог, и надо себя предать в руки Бога. А второй – не лицемерь. Не лицемерь и старайся отделяться от вещей, которые твою сущность на самом деле не образуют. Этот чужие тебе вещи. Тогда Бог сможет помогать. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2016
Изображение: Дрю Поча, Мытарь и фарисей, 2013