22 декабря 2016 – Четверг 4 недели Адвента
Январь 6, 20171 Цар (1 Sam) 1, 24-28; Лк 1, 46-56
Эти тексты, которые мы читаем перед Рождеством, с одной стороны наполнены ожиданием спасения, а с другой стороны подводят как бы историческую базу, что это спасение не приходит просто так и ниоткуда. Многие поколения людей ждали, ждали, молились, и это привело к результату. По сути дела, это нас встраивает в массу человеческих душ, которые молятся и стремятся к избавлению от зла. Стремятся к Богу как к любящей силе, которая пребывает в реальности. Ухватить Его очень трудно, потому что Он невидим. Ухватить можно только по проявлениям верности, любви, ответственности. По вещам, которые в изменчивую природу и жизнь вносят постоянство, устойчивость.
Любовь – это такая вещь (я это много раз говорил), что если у человека это было один раз в жизни, то больше ему уже, как правило, не нужно. Потому что настоящая любовь – это когда вкладываешься в человека и получаешь от человека такое, чего больше не нужно. Ну хочется потом, допустим, после смерти любимого мужа или жены, уюта, сексуальных отношений, заботы. Но понимаешь то, что там было большее, чем это все, что там Бог присутствовал со своим благословением и с чистотой. Настоящая супружеская любовь дает этот опыт чистоты. Несмотря на то, что там есть немножко эгоизма с одной, с другой стороны, все равно это опыт духовного единства и чистоты. Есть вдовцы и вдовы, которые остаются в этом положении по стечению обстоятельств, а есть такие, которые понимают, что нельзя уже размениваться на мелочи, настоящее было и настоящее в каком-то отношении есть, оно всегда со мной. Любовь – это то, что всегда со мной.
Люди, которые этого не пережили, все время стремятся как бы взять реванш. Ухватить от общения с одним, с другим. Иногда получается настоящим второй брак или даже третий. Всякое бывает. Но даже из многих браков больше, чем один настоящий, никогда не бывает. Это зафиксировано в практике православной Церкви. Можно несколько раз жениться и выходить замуж, понимая, что настоящий брак был только один. Или будет один. Остальное – уступка слабости человека, чтобы он по слабости не натворил еще чего похуже.
Праздник Рождества – это праздник спасения и праздник настоящей любви, которая присутствует в рождении этого ребенка. Про зачатие Святым Духом я не понимаю ничего, что это такое… Много верующих есть, которые это все замечательно понимают, ну Бог с ними. На этот праздник накручивается очень много сентиментального, но сочетание настоящей любви и зачатия ребенка в настоящей Божьей любви, как я понимаю, всегда дает человека, выдающегося в духовном отношении. Он может быть не семи пядей во лбу, некрасивый, не конкурент, но в духовном отношении он получает то, что нужно. Особенно если это потом подкрепляется общением с родителями, наблюдением за любовью родителей. Так Иисус и появляется на свет. Спасение идет через передачу опыта любви Божией, собственно, познание Бога заключается в познании вот этого. Это познание может человеком приобретаться и приобретается в течение жизни. У кого-то приобретается, у кого-то, наоборот, затирается под действием дьявола, великого обманщика. Но вечная жизнь только на этом пути. На другом пути она не получается. Аминь.
© Священник Сергей Николенко 2016
Изображение: Катерина Левченко, вышитая икона «Иоаким и Анна»