Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

8 января 2017 — Рождество Христово

Январь 10, 2017
?

Гал 4,4-7; Лк 2, 1-20

Я думал о евангелисте Луке – как он делал свой текст? Про это написано и пишется много книжек, я их когда-то читал, теперь забыл, пора уже своим умом жить. В Евангелии от Луки, в этом Евангелии детства, для меня важен рефрен, который несколько раз повторяется: что-то происходит, а Мария сохраняла все слова, слагая в сердце своем (ср. Лк 2, 19. 51). Это и при рождении, и позже встречается. «Слагая в сердце» – глагол «слагать» это как головоломку собирать, но, попросту говоря, всё запоминала. Мне кажется очень правдоподобной гипотеза о том, что Лука интервьюировал Богородицу Деву Марию. Эта фраза для меня – значок, что в том фрагменте Мария делится с Лукой своими воспоминаниями. Воспоминаний, которыми она делится, не так много. По-видимому, у Луки был набор отдельных фактов, между которыми зияли большие просветы, и приходилось это додумывать. Как Святой Дух в бедной голове Луки действовал, так, по-видимому, Лука и слепил очень стройную конструкцию – параллельные истории зачатия и рождения Иоанна Крестителя и Иисуса Христа.

Я думаю, ключевыми для него были не эти события, а события, которые остались в памяти апостолов. И апостолов, и учеников Крестителя – крещение Иисуса в Иордане. Я думаю, это и дало основной теологический импульс, согласно которому Лука, идя в прошлое по истории, воссоздавал отношения главных героев – Иоанна Крестителя, главного пророка об Иисусе, и самого Иисуса. В истории Рождества, конечно, очень трудно отделить от исторических фактов то, что сделано для богословской полноты. Но картина такая: пастухи возле Вифлеема пасут, и вот им явление ангела. У Луки везде явления ангелов. Бог в богословии Луки всегда действует через ангелов. У Матфея всё происходит во сне, у Луки через ангелов, это его стиль.

Вот сияние – сияние Славы Божией. У Луки оно идет и сквозь его Евангелие, и сквозь Деяния Апостолов. Иудейская Шекина, огненный столп, который вел по пустыне и потом стоял над крышкой ковчега. Сияние, которое могли увидеть пастухи, Лука ассоциирует именно с этим. Потом это встречается у него несколько раз вплоть до описания Пятидесятницы. Те же глаголы используются, когда он описывает огненные языки, которые спускаются на апостолов. Так он понимает происходящее. Вот весть пастухам – вы возвращайтесь в деревню, там в хлеву как раз увидите Спасителя Христа, Помазанника Божьего. Так получился визит к Младенцу.

У меня была одна клиентка, она мне рассказывала сравнительно недолгую историю жизни. Женщина хорошая, очень набожная. Но она эту историю жизни рассказывала с событий, которые предшествовали ее рождению. То, что она услышала от бабушки, или от каких-то родственниц, которые сплетничали про ее маму, про папу. Рассказала мистическую историю, и видно было, что какая-то фактическая основа есть, но в основном она придумала, слишком уж это было складно. К чему я это говорю? Есть две реальности: видимого мира и невидимого мира. И есть одна бедная человеческая психика, которая опыт этих двух реальностей старается соединить в одну непротиворечивую картину. Это всегда ложь, потому что обе реальности принципиально несводимы одна к другой. И это всегда правда, потому что это рассказ о реальном опыте.

Когда мы читаем евангельские истории о Рождестве и предшествующих событиях, надо всё время держать в голове, что не только авторы текста, но и герои, всё это пережившие, в своих бедных головах старались соединить несоединимое. Даже не то чтобы соединить несоединимое, это другой вопрос, а соединить это таким образом, чтобы получилось логично. Логично и понятно. Это не годится. Тайна, сопровождавшая появление на свет такого необычного человека как Иисус, это великая тайна. Не нужно пытаться в нее влезать и таким образом ее снижать. Я так думаю, это мое мнение.

Получился человек, у которого к моменту Крещения в Иордане, по версии всех евангелистов, возникло понимание того, что Он обладает божественной силой, силой Отца. В Евангелии от Матфея, когда дело уже идет к концу, Иисус говорит: неужели вы думаете, что Я не мог бы упросить Отца Моего, чтобы Он послал дивизии ангелов? Но Сын Человеческий идет по пути, который Ему предначертан (ср. Мф 26, 53-54). Это неизмеримая сила и одновременно то, что мы со своих мирских позиций видим как слабость, даже слабодушие. Вот такой получился человек.

До Него было много хороших людей с великими дарами, чудотворцев, и после Него были. Была масса сумасшедших, у которых был такой психоз, что «я – Бог». Это всё не то. У Иисуса это оказывается настолько похоже на правду, что мы Его выбираем как наш путь к Богу. Начинаем искать, как нам соединиться с источником силы, с источником Божьей силы. Через любовь, которая показана в Иисусе. Когда мы движемся по этому пути, у кого-то бывают выдающиеся откровения. Я сейчас не говорю о великих святых, я говорю о простых людях, которые окружают нас и которых мы видим в храме. Бывают и откровения, и чудеса получаются. Но жизнь человеческая проходит, и это всё проходит тоже. Человеческие способности к любви, к самому главному, тоже проходят с возрастом, когда мозги начинают разрушаться, нервная система и психика слабеет. К человеческим проявлениям любви способность ослабевает и, может быть, даже исчезает. Но неслучайно Иисус говорит: не этому радуйтесь, но радуйтесь, что имена ваши записаны на небесах (ср. Лк 10, 20). Он говорит о пребывании в пока невидимой реальности, к которой готовит нас земная жизнь. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2017

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website